1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Акира Ямаока — о Silent Hill, музыке и русском алфавите

Добро пожаловать в Silent Hill: что объединяет японского композитора, балалайку, шапку-ушанку и Петербург?

Фото: / Мурашова Кристина

Akira Yamaoka выступил на сцене питерского «Космонавта».

Санкт-Петербург, 7 ноября.

«Тьма наступает» — визитная карточка знаменитой хоррор-игры, что когда-то уверенно вошла в ТОП-100 самых популярных видеоигр мира. Возможно, сейчас для нее наступило непростое время. Новых частей Konami давненько уже не выпускала, но фанаты со всех уголков земли, похоже, и не собираются забывать.

Добро пожаловать в Сайлент Хилл, город вечного тумана, что покрывает землю пеплом. Город тайн, загадок, заброшенных домов, в каждом из которых таится чудовище. Отметим, что сюжетно напрямую связаны только 1-я и 3-я части, но связи и отсылки более поздних игр к более ранним присутствуют во всей серии. Основой игровой вселенной является пустынный город «Сайлент Хилл», имеющий свойство воплощать в жизнь подсознательные тёмные порывы людей, которые попали в его пределы.

Неотъемлемой частью игры, которые уже, кажется, никогда не разделить, является музыка японского композитора Акиры Ямаока, что продолжительное время работал с создателями. Потом, правда, ушел, а вот музыка осталась и продолжает жить.

“Моя теория такова: есть три вещи, способные погубить вашу жизнь: женщины, деньги и видеоигры. Что поделать, но я безумно люблю видеоигры…”, — говорил автор в одном из своих интервью.

Именно ему принадлежать знаменитые саундтреки. Ямаока уверенно сочетает любовь как к фортепианной, меланхоличной музыке, всегда сопровождающейся различными жуткими звуками, так и к року, поэтому виртуозно справляется с бас-гитарой и клавишами одновременно. В его произведениях каждый сможет отыскать что-то для души. Равнодушию здесь не место. Тут вам и дарк-эмбиент, и индастриал, и трип-хоп, и нойз.

На личном примере в этом убедился и корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.

6 ноября Ямаока, вместе с басистом, барабанщиком и прекрасной солисткой Мэри-Элизабет МакГлинн, вышел на сцену Космонавта, чтобы окончательно покорить сердца фанатов-гиков. Японская точность присутствовала во всем, так, например, концерт начался вовремя – редкое явление на современных рок-выступлениях.

Примечательно, что началось мероприятие не с музыки, а с настоящего спектакля. На сцене ожили жуткие монстры-медсестры, во главе с Алессой и одним из самых страшных персонажей — Пирамидоголовым боссом. Вышли и устроили шоу. Зрителям в первом ряду, местами, было действительно не по себе. Когда на сцене появился сам маэстро – эмоции накалились до предела.

Акира Ямаока. Путь через Silent Hill

По мнению японского композитора Акиры Ямаока, есть три вещи, способные погубить вашу жизнь — это женщины, деньги и видеоигры. Так вот последние двадцать пять лет своей жизни он с удовольствием посвящает последнему.

В ноябре 2015 закончилось его турне по городам Англии, России и Белоруссии, в котором он со своей группой исполнял любимую нами музыку из хоррор-серии Silent Hill. Музыку, сделавшую его знаменитым не только в игровой индустрии, но и среди обычных обывателей. Япония, кстати, подарила нам не мало прекрасных саундтреков к тем же The Legend of Zelda, Mario или Final Fantasy. Но если музыку из этих игр любят многие, то гораздо меньше людей имеют представление о тех, кто за ней стоит. В этом смысле Акира Ямаока стал неким исключением. Его треки можно запросто найти в плейлистах далеко не игровых гиков, а его область деятельности все дальше и дальше выходит за рамки видеоигр.

Начало карьеры

Хотя музыка, так или иначе, всегда присутствовала в жизни Акиры, изначально он не собирался связывать с ней свою карьеру, а планировал отучиться на дизайнера или архитектора. Для того чтобы готовиться к вступительным экзаменам, Ямаока приобрел компьютер и обнаружил на нем простенький софт для создания электронной музыки. Интроверт внутри Акиры ликовал. В свое время он, конечно, как и многие, прошел свой подростковый панк-рок период, но теперь, наконец, он мог сочинять музыку один, самостоятельно принимать все решения и не волноваться за партии других музыкантов.

Между прочим, Ямаока, как он сам утверждает, совсем не знает теорию музыки. Он пробовал брать уроки фортепиано, но ему было так скучно, что его хватило лишь на пару занятий. Каждый раз, записывая импровизации на своей семиструнной гитаре, он держит пальцы крестиком, чтобы в доме не отключили электричество, потому что восстановить все он бы не смог.

Очень быстро музыкальное хобби переросло в нечто большее, и его работы даже победили в паре конкурсов. Это дало ему возможность встретиться с нужными людьми в игровой и музыкальной индустриях и получить первые заказы. Интересно, что, несмотря на это, Акира Ямаока на протяжении еще долгого времени не воспринимал музыку делом своей жизни и все-таки планировал стать дизайнером.

В Konami

На тот момент, когда Konami задумала сделать свой хоррор в противовес капкомовскому Resident Evil, Ямаока проработал в компании уже около пяти лет. Словом, до Silent Hill он успел попробовать силы более чем в десятке игр самых разных жанров: от футбольных симуляторов до платформеров и shoot ‘em up-экшенов. Кстати, мало кто знает, но Ямаока также приложил руку к Castlevania Symphony of Night. «Мичиру Ямане попросил меня помочь ему с барабанными партиями. Нет такого человека на Земле, который программирует ударные лучше меня». Когда же очередь дошла до Silent Hill, и Konami начала собирать команду, Акира первым вытянул руку, ибо считал себя единственным годным кандидатом на эту роль.

Silent Hill

Ямаока вспоминает: «В 1999 клише было повсюду. Везде были слышны одни и те же паттерны, аранжировки и настроения, и мне очень хотелось внести разнообразия». Ямаока твердо решил заново изобрести игровой саундтрек. Вместо ожидаемой бэкграундовой музыки он заполнял место атмосферными звуками, а при появлении врагов использовал шум.

«Музыка в Silent Hill — это результат попыток вызвать у людей страх и отвращение без помощи визуальных образов» — объясняет Акира.

Как результат, в саундтреке первой части не было такого обилия красивых композиций как в будущих частях. В основном он наполнен добротной хоррор музыкой, которую лучше всего можно прочувствовать, аккуратно передвигаясь по туманным улицам города с фонариком наперевес. Заглавная же композиция удалась настолько, что ее звучание мигом придавало игре какой-то дополнительный смысл, а сюжету дополнительные уровни глубины. К слову, Ямаока написал ее удивительно быстро — всего за три часа.

Silent Hill 2

Он продолжил эту традицию в Silent Hill 2, написав заглавную Theme of Laura всего за два дня. В ней, как и во всем саундтреке второй части Ямаока начал давать волю его рок и гранж корням. Silent Hill 2 стала одной из первых игр (по крайней мере в Японии), где была представлена рок-музыка, и что самое главное, не в клишированном виде. Ямаока намеренно сделал упор на индастриал в звучании и отказался от классического для игр подхода с оркестровыми аранжировками.

«Прежде всего, я хотел отличиться и поэтому остановился на индастриале. К тому же какая еще музыка настолько четко передает холод и злость — чувства, которые так сильно подходят к Silent Hill».

Саунд Дизайн

Также Акира был ответственен за весь саунд-дизайн в игре. Создание эффектов, мастеринг, сведение, звукоинжиниринг, тайминг — в любом другом проекте на это бы выделили минимум шесть человек. В случае с Silent Hill никто, кроме Акиры, не притрагивался к звуку от момента создания до момента выхода саундтрека на CD.

Чтобы вызвать у игрока страх, Ямаока действовал в противовес выработанным канонам.

«Я хотел играть на неожиданности: в напряженных сценах я мог оставить тишину, а когда вокруг ничего не происходило, наоборот, заполнить пространство звуком. Прогуливаетесь по пустому коридору? Фоном будет звук сирены. Встретили босса? Деритесь с ним под звуки затачивающегося ножа».

Читать еще:  Tom Clancy; s Rainbow Six Siege

С приходом Silent Hill 3 Ямаока неожиданно обнаружил себя в роли продюсера. Неудивительно, ведь музыка и звук в игре стали одним из фирменных элементов серии. Обязанности Акиры выросли, но его голод на музыкальные эксперименты никуда не исчез, а наоборот приобрел новую форму.

Новый формат

В третьей части Ямаока взял новый курс и поставил перед собой цель сделать саундтрек более реалистичным, более похожим на музыку, которую слышишь в магазинах пластинок или кинотеатрах.

«Главным персонажем в третьей части стала девушка, и я решил придать музыке поп-вкуса».

Для этого Акира подрядил певицу Мэри Элизабет МакГлинн, некогда снимавшуюся в «Зена — королева воинов», и певца с по-японски глубоким голосом Джо Ромерса. Их союз оказался настолько удачным, что в дальнейшем ни один саундтрек серии не обошелся без песен.

Фильм

То, что в 2006 году серия дорвалась до экранизации, для фанатов стало долгожданной, но сомнительной новостью. Более чем спорный результат работы режиссеров Кристофа Гана и Майкла Джю Бассетта над двумя картинами — отдельная тема для другой статьи. Акира выступал полноценным продюсером картины, раз за разом проходя изнурительные этапы утверждения сценария, арта и концепции в целом. Кристоф Ган тщательно пытался передать атмосферу города и часто консультировался с Ямаокой по всем вопросам. Само собой никуда не делась и привычная роль композитора, хотя новой музыки в фильме практически не было. В основном Ямаока, никогда до этого не работавший с фильмами, перерабатывал треки для аудиосистемы 5.1.

Зарубежный опыт

Начиная с SH: Origins, оригинальная команда Team Silent перестала работать над серией, а Konami, к сожалению, передала разработку за океан. Об опыте работы с зарубежными коллегами Ямаока отзывался в основном положительно, хотя и рассказал о трудностях, связанных с непониманием некоторых японских традиций.

«В Японии все знают о “Татари” или “Onryo” (духи людей, преследующие обидчиков после смерти), но американцы нет. Мне пришлось потратить уйму времени, объясняя команде эту концепцию».

После Silent Hill

После выхода SH: Shattered Memories Ямаока почувствовал, что, наконец, дал любимой серии все, что мог и ушел из Konami. Думаю, это случилось, в том числе, потому что серия окончательно зашла в тупик. Этому свидетельствует и тот факт, что как только Хидео Кодзима (Metal Gear Solid) встал у руля возрождения Silent Hill, Акира Ямаока тут же выразил свой интерес вернуться.

Как бы там ни было, после ухода из Konami Акира обосновался в Grasshopper Manufacture — компании своего близкого друга, знаменитого геймдизайнера Suda51, работающего преимущественно с консолями. С тех пор Акира написал музыку для большинства игр компании, в том числе к небезызвестным Shadows of the Damned и Killer is Dead.

И хотя работать над разными жанрами ему не привыкать, Ямаока четко дал понять, что депрессивная меланхоличная музыка — его настоящая стихия.

«Для меня важен баланс. Когда я сочиняю позитивную музыку, сам я могу с легкостью погрузиться в депрессию. Если же я работаю над мрачной музыкой, она, наоборот, вытаскивает меня из любого негатива».

Ямаока очень критично относится к работам своих коллег. По его словам среди композиторов в индустрии не хватает настоящих художников и много игровой музыки создается как сайд-проект музыкантов, у которых не получилось осуществить свои главные мечты. Тем не менее, в одном из интервью он все же выделил композитора Вуди Джексона (Red Dead Redemption) как одного из любимых и сказал, что находит в его работах много общего со своими.

Сейчас

В настоящий момент Ямаока работает над следующей игрой от Grasshopper Manufacture «Let it Die». Экшен в жанре hack and slash выйдет на PS4 в 2016. Помимо этого готовится к выходу Rime, приключенческая игра в открытом мире от Tequila Works, чьим платформером Deadlight совсем недавно восхищался Ямаока.

Но самое интересное то, что он работает над новым фильмом Дарио Ардженто, известного итальянского режиссера джелло-ужасов. «Суспирия» Ардженто прочно закрепилась на первом месте в списке любимых фильмов Акиры, так что он в неописуемом восторге от возможности поработать над его новой лентой “The Sandman”, в которой, кстати говоря, снимется сам Игги Поп.

Сложно сказать, куда двинется Ямаока дальше. В дальнейших частях Silent Hill, если таковые будут, фанаты, несомненно, хотели бы видеть в роли композитора именно Акиру. Другое дело, что его усилий явно недостаточно, чтобы вернуть серию в былую форму.

Его заветной мечтой всегда было поработать с Дэвидом Кейджем в Quantic Dream, и, кажется, будь у него возможность поработать в команде такого уровня, он сумел бы заново раскрыть себя и игровой саундтрек.

«Во всей игровой индустрии, я сумел создать такое взаимодействие звука и стиля игры, которого до меня не удавалось добиться никому».

Акира Ямаока — о Silent Hill, музыке и русском алфавите


20 ноября

Цена билетов — 3000 руб.

21 и 24 ноября

Цена билетов — 2200 руб.

22 ноября

Цена билетов — 1900 руб.

Вы уже не впервые выступаете в России. Что скажете о местной публике? Есть ли у российских фанатов какие-нибудь особенности?

Мне кажется, что в России многие люди особенно открыты для восприятия нового опыта и чужой культуры. Меня несказанно радует, что в фанатах так силён творческий дух. Жду не дождусь возможности пообщаться с русскими!

Помимо Москвы, вы несколько лет назад успели посетить Санкт-Петербург. Какие впечатления у вас остались о городе? Успели посмотреть какие-нибудь достопримечательности?

Моё самое сильное впечатление — ХОЛОДНО. Потому что был я там зимой. А так мне очень понравилась архитектура и дизайн в этих городах. А русский алфавит очаровал меня уже давно. Ничего не понимаю, но выглядит потрясающе!

В 2012 году Акира Ямаока стал лауреатом кинопремии «Капля» в Москве, получив награду «за международный вклад в развитие жанра хоррор»

Вы писали музыку для многих игр, но всё-таки самая знаменитая ваша работа — саундтреки к Silent Hill. Именно с ними вы чаще всего выступаете. Что для вас Silent Hill? Чем она вас настолько сильно зацепила?

Для меня Silent Hill — особенный проект. По молодости мне очень хотелось разрушить устоявшиеся традиции звукового сопровождения видеоигр и создать нечто совершенно новое. В Silent Hill я сразу распознал проект жизни; меня, можно сказать, благословили делать то, о чём я всегда мечтал. И я был безумно рад, что игра понравилась многим. На мой взгляд, своей магией Silent Hill обязана разработчикам с их уникальным творческим взглядом на вещи и умением драматично подать сюжет. Это была потрясающая и неповторимая команда — настолько, что и годы спустя у нас нет ничего и близко похожего на Silent Hill. Я, как и многие поклонники игры, большой фанат этих людей.

Вы поддерживаете связь с разработчиками из бывшей Team Silent? Может быть, знаете, как у них дела?

Мы иногда видимся с господином Тоямой — одним из главных членов команды и создателем Siren — и с господином Ито, дизайнером монстров. Дела у них идут хорошо, и я надеюсь, что нам ещё выпадет шанс поработать вместе.

Работая над серией Silent Hill, Акира занимался не только написанием музыки, но и звуковым дизайном, и продюсированием

С тех пор как вы покинули Konami и оставили работу над Silent Hill, прошло уже больше пяти лет. Продолжаете ли вы следить за серией? Как вы оцениваете работу Дэниела Лихта над саундтреком к Silent Hill: Downpour и игру в целом?

Любая серия, любая франшиза — киношная, телевизионная, игровая — подвержена изменениям. Это в природе вещей. И, если вы перезапускаете серию, надо довериться собственному видению и воплощать его, не поддаваясь влиянию прошлых версий. Мне кажется, что на авторов новой Silent Hill слишком сильно повлияла изначальная игра, почти не оставив места для развития свежих идей.

Не так давно мы наблюдали печальную историю с отменой Silent Hills от Хидео Кодзимы и Гильермо Дель Торо. А что вы думаете о несостоявшемся продолжении Silent Hill? Кто, по-вашему, смог бы создать идеальное продолжение серии и написать для него достойный саундтрек?

Если бы проект состоялся, он мог бы полностью изменить хоррор как жанр. А для продолжения, основанного на первой Silent Hill, на мой взгляд, лучше всего подошли бы всё те же Тояма и Ито. Никто больше не делает таких необычных созданий, и Ито превзошёл бы самого себя, создав чудище похлеще Пирамидоголового… Ну, а композитором был бы я.

Читать еще:  Marvel s Avengers: Прохождение

Прекрасный, немного грубоватый голос Мэри Элизабет Макглинн, исполняющей большинство вокальных партий в играх серии, стал для фанатов таким же символом Silent Hill, как и музыка Ямаоки

Как ваши пути пересеклись с Гоити Судой? Как давно и почему вы решили присоединиться именно к его студии?

Мы с господином Судой большие друзья, знакомы уже более десяти лет. К тому же мы ещё и ровесники. Я присоединился к студии, потому что мне нравились его творческие взгляды, идущие вразрез с традиционной японской студийной культурой. Я решил, что вместе мы сможем сделать нечто действительно глобальное.

Shadow of the Damned, один из первых проектов, над котором вы работали в составе Grasshopper Manufacture, включает в себя не только хоррор-составляющую, но и элементы лихого боевика, да ещё и внушительную порцию юмора. Как вы определялись со звучанием игры и как продвигалась работа над саундтреком?

Над Shadow of the Damned мы с Судой и Миками, который в то время работал над Resident Evil, не раз устраивали «мозговой штурм». Мы обсуждали творческий замысел и общую концепцию игры с самых разных сторон, а потом на основе всего этого я придумал «фирменный звук». Как вы верно заметили, это не чистый хоррор, в нём есть и юмор. Соблюсти баланс было не так-то просто, и мы действовали с большой осторожностью. Браться за проект, уже имея в голове его проработанный во всех деталях образ, нелегко, но методом проб и ошибок мы постепенно приближаемся к идеалу.

Расскажите поподробнее об альбоме iFuturelist. Как вообще зародилась идея столь необычной пластинки? Почему на обложке красуется буква «Ж» и, главное, стоит ли нам в будущем ждать новых подобных экспериментов?

Этот альбом — сборник музыки, написанной под сильнейшим влиянием России. Русский алфавит меня просто поразил, и я решил использовать его в дизайне обложки. Честно говоря, значений букв я не знаю, поэтому простите, если вышло неприлично. К тому же русская музыка — «Полюшкополе», например, — навевает ностальгию, ведь многие японцы выросли на этих песнях. Россия повлияла и на меня. Да, альбом экспериментален, но в то же время он отдаёт дань уважения культуре, с которой я всегда чувствовал духовную связь. Я хотел бы записать ещё один «русский» экспериментальный альбом.

Ничего похожего на iFuturelist Акира не делал ни до, ни после. Звучание пластинки оказалось столь необычным, что даже многие преданные фанаты композитора не смогли ей проникнуться

Какие игровые саундтреки зацепили вас в последние время?

Мне очень понравился звук в Feist. Идеально подходит к игровому миру.

Над какими известными игровыми сериями вы бы не отказались поработать как композитор или звукорежиссёр?

Я был бы рад поработать над любым хоррором или триллером, независимо от масштабов проекта.

В последние годы молодые музыканты и коллективы всё чаще применяют для создания музыки смартфоны и планшеты. Некоторые и вовсе умудряются целые треки записывать и сводить с помощью одно только «айфона». Как вы относитесь к этой тенденции?

Такие вещи, как формат, содержание, инструменты, меняются стремительно. В итоге произведение искусства воплощается как результат самого лучшего производственного процесса и в лучшем на сегодня формате. На мой взгляд, мышление по шаблону «как положено» — злейший враг творческого духа. К примеру, осудив запись и сведение на «айфонах» или, наоборот, назвав «айфон» самым подходящим для этого дела, вы резко себя ограничите. Мы живём в сложном, быстро меняющемся мире, полном разнообразных путей для творчества. Став адептом «как положено», вы убиваете в себе эту свободу. Огромная потеря для творца!

А теперь самый сложный вопрос! Какое ваше произведение нравится вам больше всего и почему?

Наверное, Theme of Laura — песня, написанная о девочке Лоре из Silent Hill 2. Она не была главным персонажем, но так вышло, что эту песню я написал первой. Я выбрал её, потому что многим людям она понравилась и до сих пор вызывает у них эмоциональный отклик. Для меня это много значит.

Досье: Акира Ямаока

Акира Ямаока родился 6 февраля 1968 года в японском городе Ниигата. Будущий композитор интересовался музыкой с ранних лет, но изначально собирался стать дизайнером интерьеров. Он долго и упорно изучал это ремесло, пока однажды не обнаружил на купленном для учёбы компьютере программу для создания электронной музыки. Сначала Акира просто баловался с ней в свободное время, а потом решил поучаствовать в музыкальных конкурсах. Именно успех на одном из таких конкурсов вывел Акиру на продюсера, который предложил ему поработать в игровой индустрии. Известность принесла ему работа над серией хорроров Silent Hill. Вплоть до ухода из Konami в 2009 году он работал над каждой частью серии. После Konami Акира перешёл в компанию Grasshopper Manufacture Гоити Суды, создал саундтреки для нескольких её игр, выпустил несколько сольных записей и периодически выступает с концертами.

Выбор редакции

Топ-25 лучших аниме про вампиров.

Новинки аниме зимы 2021-2022.

Топ-1000 лучших зарубежных.

Симфония Ужаса: Музыка Акиры Ямаоки

Silent Hill — эта серии игр, которая сделала хорроры такими, какими мы их знаем. Все, от геймплея до персонажей, прописанного лора и атмофсеры — дышит ужасом и самобытностью. Это все помогло ей приобрести статус культовой, и во многом также благодаря музыке, которая создавала тут самую атмосферу туманного города. Именно музыка, вместе с сюжетом, символами и персонажами играет роль четвертой повествовательной силы.

Ее автор — Акира Ямаока и о том, как он пишет ее, и какую роль играет музыка Silent Hill для серии мы и поговорим.

Перед тем как опустился туман

До того как стать маэстро хоррор музыки, Акира планировал стать дизайнером и отучился в Токийском колледже искусств. Купив себе компьютер для обучения он обнаружил там установленную музыкальную ПО. Так как он любил музыку всю жизнь и играл на семиструнной гитаре, то увлекся ее созданием,

У него нет соответствующих знаний музыкальной теории или нотной грамотности. Также ничем закончились его попытки играть в группах. Однако, Акира создавал треки сам и отправлял их на разные конкурсы.

И вот в 1993 году он попал в Konami, где написал саундтрек к Sparkster: Rocket Knight Adventures 2. Игра не обрела большого успеха, но подстегнула композитора создать нечто великое. И вот, когда в 1998 году студия начала создавать Silent Hill Акира вызвался писать для игры музыку, заявив, что никто кроме него не способен это сделать. И, черт возьми, у него это вышло.

День, когда я приехал в Сайлент Хилл

Его саундтрек к первой игре органично слился с атмосферой, усилив ее. Он использовал поджанры индастриал музыки, такие как ноиз и дарк-эмбиент. Саунд из 40 композиций сделал маленькую революцию в музыке в играх. Как сам вспоминал Ямаока, работа над первой музыкой Сайлент Хилл дала ему понять, как трудно быть оригинальным. Вдохновлял его Анджело Бадаламенти, создатель саундрека к сериалу Twin Peaks.

Акира очень тщательно подходил к мелочам. Каждый трек гармонично сливается с персонажем, локацией, ситуацией и пугал. Перед началом работы автор, бывало, изолировался от СМИ, и людей, чтобы найти нужное настроение.

Музыка вызывала не уют и одновременно могла нести успокоение. Так, например, для создания игры он использовал в композициях звук бормашинки стоматолога. Это прослеживается в таких треках как «Until Death» и «Over» — в них можно услышать этот пугающий и неприятный звук.

Однако именно из-за того, что каждая композиция привязана к конкретной ситуации, трудно было слушать их отдельно. Однако, они стали неотъемлемой частью серии.

Тема Лауры

Акира всегда был дотошен. Например, ко второй части игры он записал около 200 звуков разных шагов. Именно после второй части игры его музыку стали характеризовать как исключительно авторскую. Сам композитор называет вторую часть самой любимой, а главную тему «Theme of Laura» он написал за три дня.

Во втором Silent Hill можно разглядеть его прием того, что каждому персонажу посвящена своя музыкальная тема или несколько композиций сразу, что усиливало наратив и без того эмоционального состояния.

Такой прием выступал еще одним способом раскрытия персонажа. Например, при каждой встрече с девочкой Лорой мы слышим мелодичные и спокойные звуки клавиш. Они дарят некое умиротворение, а все потому, что Лора в силу того, что ей 8 и у нее на душе нет «греховности», она не видит всех демонов города, которые видят взрослые.

Читать еще:  Utawarerumono: Prelude To The Fallen

После этого треки в играх стали более прослушиваемыми вне контекста, и отображали людей и их судьбы. А так как все персонажи игры — сломленные люди с трагичной историей, вся музыка носит меланхоличный мотив. Но также и ужасный, когда, например появляется Пирамидоголовый…

Образ страха и отчаянья

Для того, чтобы создать чувство не уюта маэстро воздействует на психику игрока скрежетом, стуком и ударам, которые происходят где-то далеко, за стеной или закрытой дверью. Игрок не видит их источник, но ощущает.

Особенно это чувствует в третьей части, где Акира создал абсолютно все звуки в игре. Все, что звучит в ней — происходит по его велению. В это же время к нему в команду пришла Элибазет Макгллин, с которой он записал такие треки как «You’re not Here», «I wan’t love». С этой же части и по следующею Акира придавал еще большое значение темам персонажей. Музыка отражает их слова как, например это делает «Sickness Unto Foolish Death» при встречи с Винсентом.

Музыка в двух последних играх классической серии хорошо подчеркивает эмоциональное состояние персонажей. Так, у дерзкой Хизер мы часто слышим мотивы усталости и непонимания происходящего, а у Генри Таунседа из четвертой части — меланхолия и отчаянье.

Мы рассмотрели 4 классических части игры как единое целое студии Konami и Акиры как композитора, но отметим, что он писал треки и для продолжения серии.

Музыка Silent Hill — это не просто мелодии. Акира Ямако придал великой серии игры великий саундрек. Он произвел революцию в том, как музыка должна подаваться в играх. И может теперь такая фраза как «музыкальная тема героя» сегодня частое явление, но это именно благодаря ему.

Кроме того, этим материалом CADELTA объявляет месяц посвященный не только Silent Hill но и хоррор играм в целом.

Акира Ямаока: музыка страха история создания саундтрека Silent Hill

Каждый геймер со стражем наверняка знает такого композитора, как Акира Ямаока. Даже если вы ни разу не играли в Silent Hill, но безусловно слышали о нем. Несмотря на то, что легендарная серия хоррор игр уже в прошлом, саундтрек имеет большую популярность по сей день. Давай вернемся в прошлое и узнаем, какая же история скрывается за гениальным Акира Ямаока.

С чего все начиналось

Акира собирался стать промышленным дизайнером и поступил в университет в Токио. Студент не отличался блистательными знаниями, он больше времени посвящал саморазвитию. Ямаока отдал свое предпочтение электронной музыке. Видел он в ней что-то таинственное и необыкновенное. В старшей школе он был фанатом панк рока и даже организовал группу. Но она быстро распалась. Несмотря на это, парень получил некий опыт. Его кумирами в то время были:

  • Pet Shop Boys.
  • Ultravox.
  • Nitzer Ebb.
  • Camouflage.
  • Дэвид Боуи.

Молодой Акира постоянно экспериментировал. Он буквально искал интересные звуки во всем. Даже расческа издает интересные звуки, если проводить ею по железным тележкам из супермаркета. В скором времени у Ямаока появляется персональный компьютер. Также он приобретает несколько программ, и начинает свой творческий и независимый путь. Первое, что он начал делать — это писать каверы на свои любимые произведения.

Сделав несколько записей, которые в свою очередь попали в нужные руки, в нужный момент, Акира пишет партию к игровой платформе SNES Smart Ball. Парень начал развиваться в направлении игр. Он стал внештатным композитором и ему приносило это неземное удовольствие. Позже ему предлагает работу компания Konami.

На протяжении пяти лет композитор пишет для Poy Poy 2 и Sacred Fist. Несмотря на то, что эти проекты не вызвали бурный восторг геймеров, руководство студии уверено, что Акира не будет ограничивать себя определенными рамками определенного жанра.

Медленный подход к шедевру

В 1996 году компания Konami решает пустить в разработку новый игровой жанр horror. Стиль обращения к своим сотрудникам был довольно специфический, и поэтому создание первой части Silent Hill превращается на тот момент в производственную катастрофу. Руководителям Konami хотелось быстрых и легких денег. Методы воздействия на сотрудников были самые разнообразные, начиная от подачи горячей и холодной воды в один кран, заканчивая полным выключением электричества. Некоторые сотрудники покидали свои посты, другие были крепки и оставались. Условия труда были не самые приятные и оплачивались мягко говоря смешно.

Акира смог выдержать все испытания и устоять. Он один из первых вызвался сделать аранжировку к новому проекту. Оставшиеся сотрудники компании решили не обращать внимание на притеснения руководства и создали проект таким, каким хотели изначально. Он был интересным, пугающим, атмосферным. Ямаока полностью разделил их мнение.

Музыка Тихого холма с итальянскими корнями

Большое влияние на Ямаоки оказал итальянский фильм режиссёра Дарио Ардженто под названием «Сусприя». Многие почитатели хорроров любят эту картину и считают ее одной из лучших. На экраны она вышла в 1977 году и просто покорила своей невероятной музыкой, которая лишает зоны комфорта каждого слушателя. Рок-группа Goblin отвечала за музыку в этом фильме. Молодой и талантливый Акира понял, чтобы создать уникальные и пугающие звуки, необходимо полностью погрузиться в страх. Нельзя сказать, что Ямаоки любил этот жанр, он видел его именно так. В его понимании и чувствах именно так звучал туманный город.

Атмосфера ужаса и грусти

Нельзя сказать, что Акира испытывал ностальгию по временам, когда работал над Silent Hill. Он, как любой другой творческий человек, стремился только вперед. Но несмотря на это, он вспоминает о своей работе с любовью и некой нежностью. Большую поддержку автору оказала композитор Рика Муранака, создавшая Metal Gear Solid и Castlevania. Благодаря ее помощи Акира решился на необычный эксперимент.

Как и любое другое популярное творение, Silent Hill создавался в очень непростых условиях. Все время поджимали сроки и композитору приходилось работать кусками. Он создал некоторые фрагменты, не имея на руках даже видео ряда.

Ранее многие хоррор игры грешили своим однообразием. Крики, стоны и напряженная музыка, которая даже не давала передохнуть игроку. Постоянное невыносимое напряжение. Акира решил, что стоит в целом поменять концепцию: музыку и звук сделать более динамичными и меняющимися в зависимости от определенной ситуации. В игровой индустрии не хватало некой смелости, и тут композитор пошел на риск.

Ямаоки постоянно вдохновлялся особенно работами Анджело Бадаламенти. В числе этого знаменитого американского композитора:

  • Синий бархат
  • Шоссе в никуда
  • Твин-Пикс.

Когда вышла первая часть Silent Hill, всем игрокам стало понятно, насколько точно Акира угадал настроение. Вой серен, пугающий скрежет, заунывные и тягучие вопли монстров, теплые и лирические нотки джаза.

Когда вышла первая часть, то Ямаоки работал без особой охоты. Он с трудом вернулся к работе над второй частью Тихого холма. Продолжение было безусловно неизбежным и ожидаемым. В этот раз Акира Ямаоке получил полную свободу действий. Он мог творить, и никто ему в этом был не помеха. Руководство наоборот способствовало благоприятной атмосфере, предоставлялся весь необходимый композитору видео ряд и материал.

Безудержный творческий процесс появление Silent Hill 2

Акира был отдан проекту всем сердцем. Он сутками не покидал студию. Для отдыха использовал акустическую гитару. Он не хотел отрываться от творческого процесса. Ничего не должно мешать гению. На время работы он даже бросил любимое дело – вообще перестал играть в видеоигры.

Работа над второй частью была намного сложнее, несмотря на то, что Акира имел доступ ко всему необходимому материалу. Ему все никак не удавалось получить тот самый мотив. Silent Hill 2 должен быть гораздо масштабнее первой части. Ее многогранный сюжет говорил о том, что будут переплетены стыд, любовь, покаяние и ненависть. Глубинные уголки мечущейся и страдающей души. Анджело Бадаламенти снова помог Акире, его музыкальная тема Лоры Палмер помогла прочертить путь.

Theme of Laura главная композиция Silent Hill 2. Она стала самой известной композицией Акиры Ямаоки. Сейчас гастролируя по миру, композитор обязательно исполняет это произведение. Композиция длится не болеет трех минут, но позволяет вызывать самые разнообразные чувства и эмоции.

В настоящее время Акиры Ямаоки гастролирует и дарит прекрасную музыку своим фанатам и ценителям необычной, душевной, жуткой и нежной музыки. Возможно он еще не раз порадует своих почитателей новыми шедеврами.

Источники:

http://nevnov.ru/469511-dobro-pozhalovat-v-silent-hill-chto-obedinyaet-yaponskogo-kompozitora-balalaiku-shapku-ushanku-i-peterburg

http://www.overclockers.ua/games/akira-yamaoka/

Акира Ямаока — о Silent Hill, музыке и русском алфавите

http://cadelta.ru/games/id2687

Акира Ямаока: музыка страха история создания саундтрека Silent Hill

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector