1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Прохождение игры Europa Universalis 4

Прохождение игры Europa Universalis 4

Автор: Алексей Матвеев

Дата: 08.09.2013 01:02

+1

Поделитесь с друзьями:

27 093

Если у вас возникают проблемы при прохождении игры Europa Universalis 4, вы всегда можете воспользоваться нашими советами и информацией к действию. Мы подробно описываем шаги, которые необходимо проделать, чтобы полностью пройти игру Europa Universalis 4. В наиболее сложных местах мы добавляем картинки, которые могут вам помочь. Прохождение Europa Universalis 4 читайте у нас на сайте.

Playo.ru — скидки на игры:


Автор: КОНСТАНТИН ‘BOBIK’ ФОМИН

Студия Paradox Interactive, ведущий производитель глобальных стратегий на планете, давно размазала конкурентов об стенку. Никто, кроме неё, не выпускает регулярно столь глубокие и увлекательные проекты о разных периодах истории. Но в прошлом году шведы одержали ещё более серьёзную победу — над собственной криворукостью.

Crusader Kings 2 — их первая игра, стабильно работавшая без патчей и не пугавшая прохожих аскетичной графикой. А теперь успех закрепила и четвёртая часть флагманской серии Europa Universalis. Для поклонников жанра наступила прекрасная эпоха.

Сослагательное наклонение

Разработчик: Paradox Development Studio
Издатель: Paradox Interactive
Жанры: RTS/Grand Strategy/Top-down/3D
Похожие игры: Crusader Kings, Crusader Kings 2, Europa Universalis, Europa Universalis 2, Europa Universalis 3
Мультиплеер: (32) Internet
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

Ведь третья часть вышла в 2007-м, когда студия не до конца сформировала свой «фирменный стиль». В каких пропорциях смешивать свободный геймплей и цитаты из учебников? Как должен работать интерфейс? Почему аудитория порой принимает в штыки оригинальные идеи? Europa Universalis 3 стала прорывом, однако ответы на все эти вопросы помогли сделать следующую игру ещё лучше.

Причём сначала кажется, что изменений немного. Вот, к примеру, в Civilization 4 поле было разбито на квадратные клетки, куда можно загнать сколько угодно войск, а в Civilization 5 — на шестигранники, вмещающие только один юнит. Сразу понятно, что это — разные проекты. Тут же общие принципы почти не трогали, зато очень сильно обновили внутреннее устройство.

С 1444-го по 1821-й год игрок руководит любой из существовавших тогда держав: развивает экономику, заключает соглашения и воюет с соседями, исследует terra incognita и отправляет колонистов на другой конец света. Иными словами, пишет «альтернативную историю».

На протяжении всей партии на экране — лишь всевозможные таблички и пестрая карта с обширным набором фильтров. Но воображение рисует всё в таких красках, что легко заткнёт за пояс движок свежей Total War. Благодарить стоит случайные события, оживляющие виртуальный мир. Из-за них перемотку времени постоянно приходится останавливать, чтобы узнать об очередном происшествии и выбрать, как на него отреагировать.

В четвёртой части авторы отошли от идеи абсолютной вольницы, с которой экспериментировали в Europa Universalis 3. Тогда они считали, что если написать подробные правила, игра сама убедительно смоделирует какую угодно ситуацию. Оказалось же, что люди обожают выдержки из учебников — так лучше чувствуется атмосфера.

В итоге Paradox нашла удачный компромисс: скриптовые заготовки срабатывают в определённых, весьма гибких условиях. Скажем, при низкой стабильности между 1550 и 1660 годами в России может наступить Смутное время. В аддоне Europa Universalis 3: In Nomine разработчики поступали иначе, предлагая выполнять миссии, подталкивающие государство в верном направлении. В EU 4 они тоже есть, хотя им отведена меньшая роль и награды не такие солидные.

Не в деньгах счастье

В Europa Universalis 3 деньги спасали от почти всех проблем. История же знает массу примеров, когда правители не могли навести порядок в стране и двинуть вперед науку, несмотря на сверхприбыли. Соотечественникам далеко ходить не надо — достаточно выглянуть в окно. В общем, пусть это и терпимая условность, лучше бы её не было.

Теперь концепция сменилась. Золото по-прежнему важно, однако на первый план выходят три параметра: административная, дипломатическая и военная мощь. На скорость, с которой пополняется их запас, влияют таланты монарха и его советников. Убывает же ресурс от каждого чиха, из-за чего перед игроком часто встают дилеммы.

Если вы возвели много полезных факторий — не получится интегрировать земли, присоединённые огнём и мечом. Сняли усталость от войны — будет труднее вести переговоры. Изобрели более совершенную артиллерию — не сможете нанять генерала или провести операцию против мятежников. Приходится думать, что вам нужнее сейчас и в дальнейшем, принимать настоящие стратегические решения.

Раньше шведы добивались похожего результата с помощью «костылей» и надстроек, вроде «магистратов» из аддона Heir to the Throne, необходимых для реформ. В Europa Universalis 4 их убрали, заодно поменяв принцип работы прочих чиновников. Когда вы даёте послам, торговцам и первопроходцам задание, они не пропадают, и дождаться появления новых нельзя. У вас всегда есть ограниченное количество специалистов, которыми следует распоряжаться с умом. Хотите заключить ещё один союз или снарядить купца в богатый восточный порт? Затягивайте пояс в другом месте.

Кстати, о коммерции. Ее механику Paradox перекроила до неузнаваемости. Весь мир опутывают торговые пути, из Азии и Нового Света — в Европу. В узловые точки, где они пересекаются, мы посылаем негоциантов, чтобы те боролись за долю рынка или направляли поток в выгодную сторону — к региону, где наши позиции сильнее, чем у конкурентов. Прибыль увеличивают и патрульные флоты, а для них, разумеется, не обойтись без баз. Все это делает колонизацию и передел сфер влияния куда осмысленнее.

Хочешь построить империю — спроси меня как

Правда, прежде чем отбирать у кого-то провинции, стоит взвесить «за» и «против». В Europa Universalis 4 авторы избавились от надуманной красной черты, после которой на агрессора кидались все окружающие. Отношения с соседями, конечно, портятся, и они наверняка нападут, почуяв слабину.

Точнее, такой момент неизбежно настанет. Аннексированные области, особенно без законных претензий, — серьёзная нагрузка. Если там еретики или представители иных культур — и того хуже. Да и затяжные войны карают рядом штрафов. Позаритесь на кусок, не сумеете его прожевать — глазом моргнуть не успеете, как страну охватят бунты.

При этом конфликты протекают реалистичнее. Исход определяют генеральные сражения, «пинг-понга» — нудных погонь за отступающими — почти нет. Важнее всего — свежая система подсчёта победных баллов. Атакуя врага, вы ставите цель: допустим, занять провинцию или доказать превосходство (то есть разбить оппонента в 80% битв). Если вам удалось её достичь, очки будут расти до тех пор, пока вы удерживаете ключевой район. В EU 4 не нужно оккупировать полстраны, чтобы одержать верх в споре о границах.

Неоднозначнее всего поменялась внутренняя политика — исчезла целая батарея регулирующих её «ползунков». Но изображать, чем отличается одно общество от другого, как-то надо, и сейчас эту задачу переложили на «идеи» — аналог civics и «социальных реформ» из последних «Цивилизаций».

Выглядит это абстрактно: можно понять, что один отдал приоритет религии, а второй развивает армию, но поставить две страны рядом и сравнить их стало труднее. Зато управлять государством — проще. Ведь игрок всё равно сразу решал, какой он хочет видеть свою державу, и затем соблюдал ритуал: раз в 10 лет нажимал на заветную кнопку и делал ещё один шаг в выбранном направлении.

Интерфейс вообще был бы выше всяких похвал, не испорти его мизерный шрифт, еле различимый при больших разрешениях. Все элементы расположены очень удобно, подсказки дают огромное количество полезной информации, а число щелчков мышью сведено до минимума. Особенно хороши вербовка войск и строительство — на мобилизацию уйдут считанные секунды.

Главное — преодолеть мандраж. После отменных обучающих режимов в Victoria 2 и Crusader Kings 2 здешний кажется поверхностным. В действительности же Europa Universalis 4 доступна любому, кто интересуется историей и неравнодушен к жанру. Потратьте пару часов, разберитесь, что к чему, и вы не пожалеете.

В рецензии на Crusader Kings 2 я назвал её лучшим творением Paradox Interactive. Теперь она делит вершину пьедестала с Europa Universalis 4. Тяжело сказать, какая из игр совершеннее, слишком уж они разные. CK 2 в первую очередь симулятор феодальных отношений, так что в нише глобальных стратегий новая «Европа» — безусловный фаворит.


Pentium 4 2,4 ГГц/Athlon 3500+
2 Гб памяти
GeForce 8800/Radeon X1900
2 Гб на винчестере

Pentium 4 3 ГГц/Athlon 3500+
3 Гб памяти
GeForce 8800/Radeon X1900
2 Гб на винчестере

Playo.ru — скидки на игры:


Автор: КОНСТАНТИН ‘BOBIK’ ФОМИН

Студия Paradox Interactive, ведущий производитель глобальных стратегий на планете, давно размазала конкурентов об стенку. Никто, кроме неё, не выпускает регулярно столь глубокие и увлекательные проекты о разных периодах истории. Но в прошлом году шведы одержали ещё более серьёзную победу — над собственной криворукостью.

Crusader Kings 2 — их первая игра, стабильно работавшая без патчей и не пугавшая прохожих аскетичной графикой. А теперь успех закрепила и четвёртая часть флагманской серии Europa Universalis. Для поклонников жанра наступила прекрасная эпоха.

Сослагательное наклонение

Разработчик: Paradox Development Studio
Издатель: Paradox Interactive
Жанры: RTS/Grand Strategy/Top-down/3D
Похожие игры: Crusader Kings, Crusader Kings 2, Europa Universalis, Europa Universalis 2, Europa Universalis 3
Мультиплеер: (32) Internet
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

Ведь третья часть вышла в 2007-м, когда студия не до конца сформировала свой «фирменный стиль». В каких пропорциях смешивать свободный геймплей и цитаты из учебников? Как должен работать интерфейс? Почему аудитория порой принимает в штыки оригинальные идеи? Europa Universalis 3 стала прорывом, однако ответы на все эти вопросы помогли сделать следующую игру ещё лучше.

Причём сначала кажется, что изменений немного. Вот, к примеру, в Civilization 4 поле было разбито на квадратные клетки, куда можно загнать сколько угодно войск, а в Civilization 5 — на шестигранники, вмещающие только один юнит. Сразу понятно, что это — разные проекты. Тут же общие принципы почти не трогали, зато очень сильно обновили внутреннее устройство.

С 1444-го по 1821-й год игрок руководит любой из существовавших тогда держав: развивает экономику, заключает соглашения и воюет с соседями, исследует terra incognita и отправляет колонистов на другой конец света. Иными словами, пишет «альтернативную историю».

На протяжении всей партии на экране — лишь всевозможные таблички и пестрая карта с обширным набором фильтров. Но воображение рисует всё в таких красках, что легко заткнёт за пояс движок свежей Total War. Благодарить стоит случайные события, оживляющие виртуальный мир. Из-за них перемотку времени постоянно приходится останавливать, чтобы узнать об очередном происшествии и выбрать, как на него отреагировать.

В четвёртой части авторы отошли от идеи абсолютной вольницы, с которой экспериментировали в Europa Universalis 3. Тогда они считали, что если написать подробные правила, игра сама убедительно смоделирует какую угодно ситуацию. Оказалось же, что люди обожают выдержки из учебников — так лучше чувствуется атмосфера.

В итоге Paradox нашла удачный компромисс: скриптовые заготовки срабатывают в определённых, весьма гибких условиях. Скажем, при низкой стабильности между 1550 и 1660 годами в России может наступить Смутное время. В аддоне Europa Universalis 3: In Nomine разработчики поступали иначе, предлагая выполнять миссии, подталкивающие государство в верном направлении. В EU 4 они тоже есть, хотя им отведена меньшая роль и награды не такие солидные.

Не в деньгах счастье

В Europa Universalis 3 деньги спасали от почти всех проблем. История же знает массу примеров, когда правители не могли навести порядок в стране и двинуть вперед науку, несмотря на сверхприбыли. Соотечественникам далеко ходить не надо — достаточно выглянуть в окно. В общем, пусть это и терпимая условность, лучше бы её не было.

Теперь концепция сменилась. Золото по-прежнему важно, однако на первый план выходят три параметра: административная, дипломатическая и военная мощь. На скорость, с которой пополняется их запас, влияют таланты монарха и его советников. Убывает же ресурс от каждого чиха, из-за чего перед игроком часто встают дилеммы.

Если вы возвели много полезных факторий — не получится интегрировать земли, присоединённые огнём и мечом. Сняли усталость от войны — будет труднее вести переговоры. Изобрели более совершенную артиллерию — не сможете нанять генерала или провести операцию против мятежников. Приходится думать, что вам нужнее сейчас и в дальнейшем, принимать настоящие стратегические решения.

Раньше шведы добивались похожего результата с помощью «костылей» и надстроек, вроде «магистратов» из аддона Heir to the Throne, необходимых для реформ. В Europa Universalis 4 их убрали, заодно поменяв принцип работы прочих чиновников. Когда вы даёте послам, торговцам и первопроходцам задание, они не пропадают, и дождаться появления новых нельзя. У вас всегда есть ограниченное количество специалистов, которыми следует распоряжаться с умом. Хотите заключить ещё один союз или снарядить купца в богатый восточный порт? Затягивайте пояс в другом месте.

Читать еще:  Полное меню - Все игры - Games-Reviews.net

Кстати, о коммерции. Ее механику Paradox перекроила до неузнаваемости. Весь мир опутывают торговые пути, из Азии и Нового Света — в Европу. В узловые точки, где они пересекаются, мы посылаем негоциантов, чтобы те боролись за долю рынка или направляли поток в выгодную сторону — к региону, где наши позиции сильнее, чем у конкурентов. Прибыль увеличивают и патрульные флоты, а для них, разумеется, не обойтись без баз. Все это делает колонизацию и передел сфер влияния куда осмысленнее.

Хочешь построить империю — спроси меня как

Правда, прежде чем отбирать у кого-то провинции, стоит взвесить «за» и «против». В Europa Universalis 4 авторы избавились от надуманной красной черты, после которой на агрессора кидались все окружающие. Отношения с соседями, конечно, портятся, и они наверняка нападут, почуяв слабину.

Точнее, такой момент неизбежно настанет. Аннексированные области, особенно без законных претензий, — серьёзная нагрузка. Если там еретики или представители иных культур — и того хуже. Да и затяжные войны карают рядом штрафов. Позаритесь на кусок, не сумеете его прожевать — глазом моргнуть не успеете, как страну охватят бунты.

При этом конфликты протекают реалистичнее. Исход определяют генеральные сражения, «пинг-понга» — нудных погонь за отступающими — почти нет. Важнее всего — свежая система подсчёта победных баллов. Атакуя врага, вы ставите цель: допустим, занять провинцию или доказать превосходство (то есть разбить оппонента в 80% битв). Если вам удалось её достичь, очки будут расти до тех пор, пока вы удерживаете ключевой район. В EU 4 не нужно оккупировать полстраны, чтобы одержать верх в споре о границах.

Неоднозначнее всего поменялась внутренняя политика — исчезла целая батарея регулирующих её «ползунков». Но изображать, чем отличается одно общество от другого, как-то надо, и сейчас эту задачу переложили на «идеи» — аналог civics и «социальных реформ» из последних «Цивилизаций».

Выглядит это абстрактно: можно понять, что один отдал приоритет религии, а второй развивает армию, но поставить две страны рядом и сравнить их стало труднее. Зато управлять государством — проще. Ведь игрок всё равно сразу решал, какой он хочет видеть свою державу, и затем соблюдал ритуал: раз в 10 лет нажимал на заветную кнопку и делал ещё один шаг в выбранном направлении.

Интерфейс вообще был бы выше всяких похвал, не испорти его мизерный шрифт, еле различимый при больших разрешениях. Все элементы расположены очень удобно, подсказки дают огромное количество полезной информации, а число щелчков мышью сведено до минимума. Особенно хороши вербовка войск и строительство — на мобилизацию уйдут считанные секунды.

Главное — преодолеть мандраж. После отменных обучающих режимов в Victoria 2 и Crusader Kings 2 здешний кажется поверхностным. В действительности же Europa Universalis 4 доступна любому, кто интересуется историей и неравнодушен к жанру. Потратьте пару часов, разберитесь, что к чему, и вы не пожалеете.

В рецензии на Crusader Kings 2 я назвал её лучшим творением Paradox Interactive. Теперь она делит вершину пьедестала с Europa Universalis 4. Тяжело сказать, какая из игр совершеннее, слишком уж они разные. CK 2 в первую очередь симулятор феодальных отношений, так что в нише глобальных стратегий новая «Европа» — безусловный фаворит.


Pentium 4 2,4 ГГц/Athlon 3500+
2 Гб памяти
GeForce 8800/Radeon X1900
2 Гб на винчестере

Pentium 4 3 ГГц/Athlon 3500+
3 Гб памяти
GeForce 8800/Radeon X1900
2 Гб на винчестере

Торговля

Главными элементами торговли являются торговцы. По умолчанию каждая страна имеет два слота под них, однако это число может быть увеличено посредством Идей и решений. Более того, государства, имеющие устройства торговых республик имеют бонус в виде одного бонусного купца.

Отправляя своих торговцев в торговые узлы, можно дать им два типа указаний:

«Перенаправлять» торговлю в нужном направлении.

Чем больше ваше влияние в торговом узле, тем более жирный процент от всех доходов данного узла вы можете получить. Гораздо интереснее второй пункт – перенаправление торговли. Допустим, что у нас есть три узла А, Б и С, причем только в C мы имеем огромное влияние. Так вот, мы можем послать наших торговцев перенаправлять торговлю из A, через Б, и прямиком на С, установив выгодный маршрут трансфера денежных капиталов.

Объем денежных средств, которые вы способны собрать зависит, главным образом, от величины вашей Торговой Мощи (ТМ). Эта величина не измеряется в денежных единицах, она показывает, какой кусок от «всего пирога» находится в ваших руках. Для каждого торгового центра это значение отличается.

Торговая мощь зависит от:

Провинции. Чем больше провинций находится под контролем в регионе, тем более высокий показатель ТМ. Также постройка новых зданий увеличивает данный показатель.

Меркантилизм. Величина ТМ, создаваемая каждой провинцией, увеличится в два раза.

Торговцы. Увеличивают ТМ того региона, в который отправлены, в два раза.

«Управление» торговлей. Каждый торговец, посланный с такой миссией, будет повышать ТМ в следующем узле. Если использовать нескольких купцов, то эффект будет накапливаться. 1 торговец — +20%, 2 — +30%, 3 – +36,6%, 4 – +41,6%, 5 – +45,6%. Дальше бонус перестает расти.

Корабли. Каждый легкий корабль, который патрулирует торговый маршрут, увеличивает ТМ на 3 процента, причем это число увеличивается при использовании кораблей более новых моделей. Это отличный способ увеличить объем торговли. Главное, нужно определиться с количеством судов таким образом, чтобы доход был максимален. Чем больше будет финансирование морского флота, тем больше прибыли будет от торговли, так что при планировании бюджета и расходов старайтесь не экономить на этой области.

Если поместить торговца в столицу вашего государства, то этот маневр даст бонус в 10% к доходам. Однако, я бы посоветовал вам не делать этого, поскольку прибыль здесь собирается автоматически, а прибавка в 10% не так полезна, как посылка данного купца в другой узел. Конечно, это повлечет к снижению ТМ в столице, однако выгоды здесь будет значительно больше. Самым идеальным вариантов является создание трансферного маршрута, один конец которого находится в узле, привязанном к столице, а другой – в точке, где вы имеете значительный контроль.

Чтобы увеличить свою долю в торговом узле, вы можете накладывать Эмбарго на конкурентов. Эмбарго уменьшит ТМ соперников в узлах, где вы вместе имеете долю контроля. Это приведет к увеличению доходов других стран. Также в качестве штрафа придется потерять половину ТМ в любом другом узле. Таким образом, чем выше ваш показатель ТМ в выбранном узле, тем эффективнее накладывать Эмбарго.

Повысить эффективность Эмбарго на 33% можно при помощи Идей группы «Шпионаж». И, кроме того, у Англии есть национальная Идея, повышающая эту эффективность на 100%.

Также необходимо упомянуть и о рынке товаров, точнее об его контроле, что приносит неплохие дивиденды. Если вы — мировой лидер по производству чего-нибудь, то получите 10% надбавку к этому производству этого чего-нибудь. С другой стороны, контролируя не менее 20% всей торговли каким-то видом товаров, можно получить особый бонус, зависящий от каждого конкретного типа товаров. Бонусы эти действительно большие и стоят того, чтобы за них следовало бороться. Как пример, захватив зерновой рынок, вы увеличите предел допустимых армий на 25%.

Europa Universalis 4, как и предыдущая часть, обладает очень обширной wiki базой знаний, поэтому, если у вас есть какие-то вопросы, то можете обратиться к ней, либо задать их здесь, и мы с радостью на них ответим.

Нажмите кнопку «Добавить комментарий» и введите комментарий в окно

Гайд. Горячие клавиши.

Как и в любой RTS, в EU IV горячие клавиши играют очень важную роль, сокращая взаимодействие пользователя и интерфейса до минимума. Далее будут приведены наиболее важные из них.

Начнем с кнопок Q, W, E, R, T, Y. С их помощью можно быстро переключаться между различными режимами просмотра карты.

A – посадить или высадить юниты с борта транспортного корабля.

B – открыть меню строительства зданий.

D – разделить армии или корабли таким образом, чтобы оставшаяся часть могла успешно выдержить блокаду или держать осаду провинции.

F – найти какую-либо провинцию; перейти в главную провинцию вашего государства.

G – соединить несколько армий или кораблей в один отряд.

S – разделить армию пополам.

Z-X-C – выделить из объединенной армии только пехоту/кавалерию/артиллерию соответственно; в случае, если это морские юниты, то эти кнопки отвечают ли выделение тяжелых судов/ легких кораблей/Галер.

V – выделить из объединения кораблей транспортные суда; открыть меню найма войск.

L – открыть гроссбух.

F1 – открыть главное меню управления всеми государственными делами. В этом меню для переключения между различными вкладками можно использовать кнопки от ‘1’ до ‘0’.

F10 – сделать скриншот игрового окна в формате PNG.

F11 – сделать скриншот всей игровой карты на текущий момент.

+/- – увеличить/уменьшить скорость течения времени.

Playo.ru — скидки на игры:


Автор: КОНСТАНТИН ‘BOBIK’ ФОМИН

Студия Paradox Interactive, ведущий производитель глобальных стратегий на планете, давно размазала конкурентов об стенку. Никто, кроме неё, не выпускает регулярно столь глубокие и увлекательные проекты о разных периодах истории. Но в прошлом году шведы одержали ещё более серьёзную победу — над собственной криворукостью.

Crusader Kings 2 — их первая игра, стабильно работавшая без патчей и не пугавшая прохожих аскетичной графикой. А теперь успех закрепила и четвёртая часть флагманской серии Europa Universalis. Для поклонников жанра наступила прекрасная эпоха.

Сослагательное наклонение

Разработчик: Paradox Development Studio
Издатель: Paradox Interactive
Жанры: RTS/Grand Strategy/Top-down/3D
Похожие игры: Crusader Kings, Crusader Kings 2, Europa Universalis, Europa Universalis 2, Europa Universalis 3
Мультиплеер: (32) Internet
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

Ведь третья часть вышла в 2007-м, когда студия не до конца сформировала свой «фирменный стиль». В каких пропорциях смешивать свободный геймплей и цитаты из учебников? Как должен работать интерфейс? Почему аудитория порой принимает в штыки оригинальные идеи? Europa Universalis 3 стала прорывом, однако ответы на все эти вопросы помогли сделать следующую игру ещё лучше.

Причём сначала кажется, что изменений немного. Вот, к примеру, в Civilization 4 поле было разбито на квадратные клетки, куда можно загнать сколько угодно войск, а в Civilization 5 — на шестигранники, вмещающие только один юнит. Сразу понятно, что это — разные проекты. Тут же общие принципы почти не трогали, зато очень сильно обновили внутреннее устройство.

С 1444-го по 1821-й год игрок руководит любой из существовавших тогда держав: развивает экономику, заключает соглашения и воюет с соседями, исследует terra incognita и отправляет колонистов на другой конец света. Иными словами, пишет «альтернативную историю».

На протяжении всей партии на экране — лишь всевозможные таблички и пестрая карта с обширным набором фильтров. Но воображение рисует всё в таких красках, что легко заткнёт за пояс движок свежей Total War. Благодарить стоит случайные события, оживляющие виртуальный мир. Из-за них перемотку времени постоянно приходится останавливать, чтобы узнать об очередном происшествии и выбрать, как на него отреагировать.

В четвёртой части авторы отошли от идеи абсолютной вольницы, с которой экспериментировали в Europa Universalis 3. Тогда они считали, что если написать подробные правила, игра сама убедительно смоделирует какую угодно ситуацию. Оказалось же, что люди обожают выдержки из учебников — так лучше чувствуется атмосфера.

В итоге Paradox нашла удачный компромисс: скриптовые заготовки срабатывают в определённых, весьма гибких условиях. Скажем, при низкой стабильности между 1550 и 1660 годами в России может наступить Смутное время. В аддоне Europa Universalis 3: In Nomine разработчики поступали иначе, предлагая выполнять миссии, подталкивающие государство в верном направлении. В EU 4 они тоже есть, хотя им отведена меньшая роль и награды не такие солидные.

Не в деньгах счастье

В Europa Universalis 3 деньги спасали от почти всех проблем. История же знает массу примеров, когда правители не могли навести порядок в стране и двинуть вперед науку, несмотря на сверхприбыли. Соотечественникам далеко ходить не надо — достаточно выглянуть в окно. В общем, пусть это и терпимая условность, лучше бы её не было.

Теперь концепция сменилась. Золото по-прежнему важно, однако на первый план выходят три параметра: административная, дипломатическая и военная мощь. На скорость, с которой пополняется их запас, влияют таланты монарха и его советников. Убывает же ресурс от каждого чиха, из-за чего перед игроком часто встают дилеммы.

Читать еще:  52 игры на ПК предлагают получить бесплатно и навсегда

Если вы возвели много полезных факторий — не получится интегрировать земли, присоединённые огнём и мечом. Сняли усталость от войны — будет труднее вести переговоры. Изобрели более совершенную артиллерию — не сможете нанять генерала или провести операцию против мятежников. Приходится думать, что вам нужнее сейчас и в дальнейшем, принимать настоящие стратегические решения.

Раньше шведы добивались похожего результата с помощью «костылей» и надстроек, вроде «магистратов» из аддона Heir to the Throne, необходимых для реформ. В Europa Universalis 4 их убрали, заодно поменяв принцип работы прочих чиновников. Когда вы даёте послам, торговцам и первопроходцам задание, они не пропадают, и дождаться появления новых нельзя. У вас всегда есть ограниченное количество специалистов, которыми следует распоряжаться с умом. Хотите заключить ещё один союз или снарядить купца в богатый восточный порт? Затягивайте пояс в другом месте.

Кстати, о коммерции. Ее механику Paradox перекроила до неузнаваемости. Весь мир опутывают торговые пути, из Азии и Нового Света — в Европу. В узловые точки, где они пересекаются, мы посылаем негоциантов, чтобы те боролись за долю рынка или направляли поток в выгодную сторону — к региону, где наши позиции сильнее, чем у конкурентов. Прибыль увеличивают и патрульные флоты, а для них, разумеется, не обойтись без баз. Все это делает колонизацию и передел сфер влияния куда осмысленнее.

Хочешь построить империю — спроси меня как

Правда, прежде чем отбирать у кого-то провинции, стоит взвесить «за» и «против». В Europa Universalis 4 авторы избавились от надуманной красной черты, после которой на агрессора кидались все окружающие. Отношения с соседями, конечно, портятся, и они наверняка нападут, почуяв слабину.

Точнее, такой момент неизбежно настанет. Аннексированные области, особенно без законных претензий, — серьёзная нагрузка. Если там еретики или представители иных культур — и того хуже. Да и затяжные войны карают рядом штрафов. Позаритесь на кусок, не сумеете его прожевать — глазом моргнуть не успеете, как страну охватят бунты.

При этом конфликты протекают реалистичнее. Исход определяют генеральные сражения, «пинг-понга» — нудных погонь за отступающими — почти нет. Важнее всего — свежая система подсчёта победных баллов. Атакуя врага, вы ставите цель: допустим, занять провинцию или доказать превосходство (то есть разбить оппонента в 80% битв). Если вам удалось её достичь, очки будут расти до тех пор, пока вы удерживаете ключевой район. В EU 4 не нужно оккупировать полстраны, чтобы одержать верх в споре о границах.

Неоднозначнее всего поменялась внутренняя политика — исчезла целая батарея регулирующих её «ползунков». Но изображать, чем отличается одно общество от другого, как-то надо, и сейчас эту задачу переложили на «идеи» — аналог civics и «социальных реформ» из последних «Цивилизаций».

Выглядит это абстрактно: можно понять, что один отдал приоритет религии, а второй развивает армию, но поставить две страны рядом и сравнить их стало труднее. Зато управлять государством — проще. Ведь игрок всё равно сразу решал, какой он хочет видеть свою державу, и затем соблюдал ритуал: раз в 10 лет нажимал на заветную кнопку и делал ещё один шаг в выбранном направлении.

Интерфейс вообще был бы выше всяких похвал, не испорти его мизерный шрифт, еле различимый при больших разрешениях. Все элементы расположены очень удобно, подсказки дают огромное количество полезной информации, а число щелчков мышью сведено до минимума. Особенно хороши вербовка войск и строительство — на мобилизацию уйдут считанные секунды.

Главное — преодолеть мандраж. После отменных обучающих режимов в Victoria 2 и Crusader Kings 2 здешний кажется поверхностным. В действительности же Europa Universalis 4 доступна любому, кто интересуется историей и неравнодушен к жанру. Потратьте пару часов, разберитесь, что к чему, и вы не пожалеете.

В рецензии на Crusader Kings 2 я назвал её лучшим творением Paradox Interactive. Теперь она делит вершину пьедестала с Europa Universalis 4. Тяжело сказать, какая из игр совершеннее, слишком уж они разные. CK 2 в первую очередь симулятор феодальных отношений, так что в нише глобальных стратегий новая «Европа» — безусловный фаворит.


Pentium 4 2,4 ГГц/Athlon 3500+
2 Гб памяти
GeForce 8800/Radeon X1900
2 Гб на винчестере

Pentium 4 3 ГГц/Athlon 3500+
3 Гб памяти
GeForce 8800/Radeon X1900
2 Гб на винчестере

Гайд. Горячие клавиши.

Как и в любой RTS, в EU IV горячие клавиши играют очень важную роль, сокращая взаимодействие пользователя и интерфейса до минимума. Далее будут приведены наиболее важные из них.

Начнем с кнопок Q, W, E, R, T, Y. С их помощью можно быстро переключаться между различными режимами просмотра карты.

A – посадить или высадить юниты с борта транспортного корабля.

B – открыть меню строительства зданий.

D – разделить армии или корабли таким образом, чтобы оставшаяся часть могла успешно выдержить блокаду или держать осаду провинции.

F – найти какую-либо провинцию; перейти в главную провинцию вашего государства.

G – соединить несколько армий или кораблей в один отряд.

S – разделить армию пополам.

Z-X-C – выделить из объединенной армии только пехоту/кавалерию/артиллерию соответственно; в случае, если это морские юниты, то эти кнопки отвечают ли выделение тяжелых судов/ легких кораблей/Галер.

V – выделить из объединения кораблей транспортные суда; открыть меню найма войск.

L – открыть гроссбух.

F1 – открыть главное меню управления всеми государственными делами. В этом меню для переключения между различными вкладками можно использовать кнопки от ‘1’ до ‘0’.

F10 – сделать скриншот игрового окна в формате PNG.

F11 – сделать скриншот всей игровой карты на текущий момент.

+/- – увеличить/уменьшить скорость течения времени.

Playo.ru — скидки на игры:


Автор: КОНСТАНТИН ‘BOBIK’ ФОМИН

Студия Paradox Interactive, ведущий производитель глобальных стратегий на планете, давно размазала конкурентов об стенку. Никто, кроме неё, не выпускает регулярно столь глубокие и увлекательные проекты о разных периодах истории. Но в прошлом году шведы одержали ещё более серьёзную победу — над собственной криворукостью.

Crusader Kings 2 — их первая игра, стабильно работавшая без патчей и не пугавшая прохожих аскетичной графикой. А теперь успех закрепила и четвёртая часть флагманской серии Europa Universalis. Для поклонников жанра наступила прекрасная эпоха.

Сослагательное наклонение

Разработчик: Paradox Development Studio
Издатель: Paradox Interactive
Жанры: RTS/Grand Strategy/Top-down/3D
Похожие игры: Crusader Kings, Crusader Kings 2, Europa Universalis, Europa Universalis 2, Europa Universalis 3
Мультиплеер: (32) Internet
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

Ведь третья часть вышла в 2007-м, когда студия не до конца сформировала свой «фирменный стиль». В каких пропорциях смешивать свободный геймплей и цитаты из учебников? Как должен работать интерфейс? Почему аудитория порой принимает в штыки оригинальные идеи? Europa Universalis 3 стала прорывом, однако ответы на все эти вопросы помогли сделать следующую игру ещё лучше.

Причём сначала кажется, что изменений немного. Вот, к примеру, в Civilization 4 поле было разбито на квадратные клетки, куда можно загнать сколько угодно войск, а в Civilization 5 — на шестигранники, вмещающие только один юнит. Сразу понятно, что это — разные проекты. Тут же общие принципы почти не трогали, зато очень сильно обновили внутреннее устройство.

С 1444-го по 1821-й год игрок руководит любой из существовавших тогда держав: развивает экономику, заключает соглашения и воюет с соседями, исследует terra incognita и отправляет колонистов на другой конец света. Иными словами, пишет «альтернативную историю».

На протяжении всей партии на экране — лишь всевозможные таблички и пестрая карта с обширным набором фильтров. Но воображение рисует всё в таких красках, что легко заткнёт за пояс движок свежей Total War. Благодарить стоит случайные события, оживляющие виртуальный мир. Из-за них перемотку времени постоянно приходится останавливать, чтобы узнать об очередном происшествии и выбрать, как на него отреагировать.

В четвёртой части авторы отошли от идеи абсолютной вольницы, с которой экспериментировали в Europa Universalis 3. Тогда они считали, что если написать подробные правила, игра сама убедительно смоделирует какую угодно ситуацию. Оказалось же, что люди обожают выдержки из учебников — так лучше чувствуется атмосфера.

В итоге Paradox нашла удачный компромисс: скриптовые заготовки срабатывают в определённых, весьма гибких условиях. Скажем, при низкой стабильности между 1550 и 1660 годами в России может наступить Смутное время. В аддоне Europa Universalis 3: In Nomine разработчики поступали иначе, предлагая выполнять миссии, подталкивающие государство в верном направлении. В EU 4 они тоже есть, хотя им отведена меньшая роль и награды не такие солидные.

Не в деньгах счастье

В Europa Universalis 3 деньги спасали от почти всех проблем. История же знает массу примеров, когда правители не могли навести порядок в стране и двинуть вперед науку, несмотря на сверхприбыли. Соотечественникам далеко ходить не надо — достаточно выглянуть в окно. В общем, пусть это и терпимая условность, лучше бы её не было.

Теперь концепция сменилась. Золото по-прежнему важно, однако на первый план выходят три параметра: административная, дипломатическая и военная мощь. На скорость, с которой пополняется их запас, влияют таланты монарха и его советников. Убывает же ресурс от каждого чиха, из-за чего перед игроком часто встают дилеммы.

Если вы возвели много полезных факторий — не получится интегрировать земли, присоединённые огнём и мечом. Сняли усталость от войны — будет труднее вести переговоры. Изобрели более совершенную артиллерию — не сможете нанять генерала или провести операцию против мятежников. Приходится думать, что вам нужнее сейчас и в дальнейшем, принимать настоящие стратегические решения.

Раньше шведы добивались похожего результата с помощью «костылей» и надстроек, вроде «магистратов» из аддона Heir to the Throne, необходимых для реформ. В Europa Universalis 4 их убрали, заодно поменяв принцип работы прочих чиновников. Когда вы даёте послам, торговцам и первопроходцам задание, они не пропадают, и дождаться появления новых нельзя. У вас всегда есть ограниченное количество специалистов, которыми следует распоряжаться с умом. Хотите заключить ещё один союз или снарядить купца в богатый восточный порт? Затягивайте пояс в другом месте.

Кстати, о коммерции. Ее механику Paradox перекроила до неузнаваемости. Весь мир опутывают торговые пути, из Азии и Нового Света — в Европу. В узловые точки, где они пересекаются, мы посылаем негоциантов, чтобы те боролись за долю рынка или направляли поток в выгодную сторону — к региону, где наши позиции сильнее, чем у конкурентов. Прибыль увеличивают и патрульные флоты, а для них, разумеется, не обойтись без баз. Все это делает колонизацию и передел сфер влияния куда осмысленнее.

Хочешь построить империю — спроси меня как

Правда, прежде чем отбирать у кого-то провинции, стоит взвесить «за» и «против». В Europa Universalis 4 авторы избавились от надуманной красной черты, после которой на агрессора кидались все окружающие. Отношения с соседями, конечно, портятся, и они наверняка нападут, почуяв слабину.

Точнее, такой момент неизбежно настанет. Аннексированные области, особенно без законных претензий, — серьёзная нагрузка. Если там еретики или представители иных культур — и того хуже. Да и затяжные войны карают рядом штрафов. Позаритесь на кусок, не сумеете его прожевать — глазом моргнуть не успеете, как страну охватят бунты.

При этом конфликты протекают реалистичнее. Исход определяют генеральные сражения, «пинг-понга» — нудных погонь за отступающими — почти нет. Важнее всего — свежая система подсчёта победных баллов. Атакуя врага, вы ставите цель: допустим, занять провинцию или доказать превосходство (то есть разбить оппонента в 80% битв). Если вам удалось её достичь, очки будут расти до тех пор, пока вы удерживаете ключевой район. В EU 4 не нужно оккупировать полстраны, чтобы одержать верх в споре о границах.

Неоднозначнее всего поменялась внутренняя политика — исчезла целая батарея регулирующих её «ползунков». Но изображать, чем отличается одно общество от другого, как-то надо, и сейчас эту задачу переложили на «идеи» — аналог civics и «социальных реформ» из последних «Цивилизаций».

Выглядит это абстрактно: можно понять, что один отдал приоритет религии, а второй развивает армию, но поставить две страны рядом и сравнить их стало труднее. Зато управлять государством — проще. Ведь игрок всё равно сразу решал, какой он хочет видеть свою державу, и затем соблюдал ритуал: раз в 10 лет нажимал на заветную кнопку и делал ещё один шаг в выбранном направлении.

Интерфейс вообще был бы выше всяких похвал, не испорти его мизерный шрифт, еле различимый при больших разрешениях. Все элементы расположены очень удобно, подсказки дают огромное количество полезной информации, а число щелчков мышью сведено до минимума. Особенно хороши вербовка войск и строительство — на мобилизацию уйдут считанные секунды.

Читать еще:  Ремастер Need for Speed: Most Wanted показали с новейшей графикой

Главное — преодолеть мандраж. После отменных обучающих режимов в Victoria 2 и Crusader Kings 2 здешний кажется поверхностным. В действительности же Europa Universalis 4 доступна любому, кто интересуется историей и неравнодушен к жанру. Потратьте пару часов, разберитесь, что к чему, и вы не пожалеете.

В рецензии на Crusader Kings 2 я назвал её лучшим творением Paradox Interactive. Теперь она делит вершину пьедестала с Europa Universalis 4. Тяжело сказать, какая из игр совершеннее, слишком уж они разные. CK 2 в первую очередь симулятор феодальных отношений, так что в нише глобальных стратегий новая «Европа» — безусловный фаворит.


Pentium 4 2,4 ГГц/Athlon 3500+
2 Гб памяти
GeForce 8800/Radeon X1900
2 Гб на винчестере

Pentium 4 3 ГГц/Athlon 3500+
3 Гб памяти
GeForce 8800/Radeon X1900
2 Гб на винчестере

Гайд для начинаюших

Europa Universalis IV – это игра, возможности которой крайне многочисленны и разнообразны. И прежде чем приступать к ней, необходимо узнать некоторые базовые моменты, чтобы упросить задачу её познания. Данный гайд должен помочь тем, кто не знаком ни с одной игрой серии EU, и содержит некоторые советы для стартовых начинаний.

Первым делом вам предстоит определиться с тем, какой страной вы будете править. Маленькие страны совсем не подойдут для начинающих, поскольку единственная их цель – выжить, и сделать это очень непросто. Начать лучше всего с крупного государства, и выбрать я бы посоветовал Португалию или Кастилию. За них говорит тот факт, что они держатся несколько обособленно от Европы, на её периферии. Таким образом, различные крупные войны, которые так или иначе коснутся вас в любом случае, будут проходить на расстоянии. То есть если на и вас попрет кто-то весьма сильный, скажем, Франция, то ей предстоит довольно длинный масштабный поход или плавание со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Итак, после того, как вы определились со страной и нажали кнопку «Старт», вам откроется полный интерфейс управления всеми делами и задачами. Обратите внимание на миникарту в правом нижнем углу экрана, над ней расположены кнопки – различные режимы просмотра нашей главной игровой карты. Наиболее удобный вариант, на котором я предлагаю остановиться – политический вид. В этом режиме все государства будут раскрашены в различные цвета, с ярким выделением границ и провинций.

Нажав кнопку в левом верхнем углу в форме щита с символикой вашей стран, вы откроете много интересных вкладок, каждая из которых представляет детальный интерес, так что советую просмотреть их все, если вы не сделали этого во время туторила. На первой вкладке идет информация о правительстве и о советниках. Если ваши доходы составляют менее 4-5 дукатов в месяц, то никого в помощники себе нанимать не стоит, поскольку ребята эти требуют довольно огромных зарплат.

Общую прибыль можно посмотреть на второй вкладке — «Экономика». Тут вы найдете много различных ползунков, с помощью которых можно регулировать расходы на армию, миссионеров, флот и колонии. Особой необходимости держать их на максимуме нет, только если наступит тяжкое военное время. Флот можно опустить до 70-80% процентов, что скажется на морали и торговле легких кораблей. Из-за второго я даже частенько держу этот показатель на пределе, что в итоге с лихвой окупается. Армию также можно обрезать в бюджете до 50-60%. Опять упадет мораль и снизится скорость пополнения и переобучения солдат, что в мирное время не так важно, хотя если у вас есть недоброжелательные соседи, то целесообразно поднять этот показатель. Остальные ползунки смело ставьте на 50 процентов. Можно даже и ниже, но это середина – тут вполне оптимальный вариант.

А теперь поговорим о войнах. Большую роль в EU4 играют числа, поэтому тот, у кого больше войск – имеет очень значительное преимущество. Поэтому если на вас нападает кто-то более сильный, то лучше всего вести оборонительную войну, используя бонусы местности. Также неплохо заиметь генерала, должен же кто-то командовать всем этим предприятием. В случае агрессии одной из сверхдержав, ни в коем случае не лезьте на рожон и держите все войска в одном месте. Стоит провести переговоры и узнать, каковы требования противника, может удастся отделаться малой кровью. Нет, тогда нужно всячески изнурять врага, сопротивляться как можно дольше. Глядишь, кто-то решит воспользоваться положением, и выступит против нашего обидчика, пока тот еще не отошел от возни с нами.

Вот в этом и заключаются базовые вещи, которые должны помочь вам в ваших начинаниях в мире EuropaUniversalis 4. Обязательно пройдите туториал, там вы узнаете действие главных механик игры, но по настоящему познать все можно лишь только играя, разбираясь и не сдаваясь.

Playo.ru — скидки на игры:


Автор: КОНСТАНТИН ‘BOBIK’ ФОМИН

Студия Paradox Interactive, ведущий производитель глобальных стратегий на планете, давно размазала конкурентов об стенку. Никто, кроме неё, не выпускает регулярно столь глубокие и увлекательные проекты о разных периодах истории. Но в прошлом году шведы одержали ещё более серьёзную победу — над собственной криворукостью.

Crusader Kings 2 — их первая игра, стабильно работавшая без патчей и не пугавшая прохожих аскетичной графикой. А теперь успех закрепила и четвёртая часть флагманской серии Europa Universalis. Для поклонников жанра наступила прекрасная эпоха.

Сослагательное наклонение

Разработчик: Paradox Development Studio
Издатель: Paradox Interactive
Жанры: RTS/Grand Strategy/Top-down/3D
Похожие игры: Crusader Kings, Crusader Kings 2, Europa Universalis, Europa Universalis 2, Europa Universalis 3
Мультиплеер: (32) Internet
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

Ведь третья часть вышла в 2007-м, когда студия не до конца сформировала свой «фирменный стиль». В каких пропорциях смешивать свободный геймплей и цитаты из учебников? Как должен работать интерфейс? Почему аудитория порой принимает в штыки оригинальные идеи? Europa Universalis 3 стала прорывом, однако ответы на все эти вопросы помогли сделать следующую игру ещё лучше.

Причём сначала кажется, что изменений немного. Вот, к примеру, в Civilization 4 поле было разбито на квадратные клетки, куда можно загнать сколько угодно войск, а в Civilization 5 — на шестигранники, вмещающие только один юнит. Сразу понятно, что это — разные проекты. Тут же общие принципы почти не трогали, зато очень сильно обновили внутреннее устройство.

С 1444-го по 1821-й год игрок руководит любой из существовавших тогда держав: развивает экономику, заключает соглашения и воюет с соседями, исследует terra incognita и отправляет колонистов на другой конец света. Иными словами, пишет «альтернативную историю».

На протяжении всей партии на экране — лишь всевозможные таблички и пестрая карта с обширным набором фильтров. Но воображение рисует всё в таких красках, что легко заткнёт за пояс движок свежей Total War. Благодарить стоит случайные события, оживляющие виртуальный мир. Из-за них перемотку времени постоянно приходится останавливать, чтобы узнать об очередном происшествии и выбрать, как на него отреагировать.

В четвёртой части авторы отошли от идеи абсолютной вольницы, с которой экспериментировали в Europa Universalis 3. Тогда они считали, что если написать подробные правила, игра сама убедительно смоделирует какую угодно ситуацию. Оказалось же, что люди обожают выдержки из учебников — так лучше чувствуется атмосфера.

В итоге Paradox нашла удачный компромисс: скриптовые заготовки срабатывают в определённых, весьма гибких условиях. Скажем, при низкой стабильности между 1550 и 1660 годами в России может наступить Смутное время. В аддоне Europa Universalis 3: In Nomine разработчики поступали иначе, предлагая выполнять миссии, подталкивающие государство в верном направлении. В EU 4 они тоже есть, хотя им отведена меньшая роль и награды не такие солидные.

Не в деньгах счастье

В Europa Universalis 3 деньги спасали от почти всех проблем. История же знает массу примеров, когда правители не могли навести порядок в стране и двинуть вперед науку, несмотря на сверхприбыли. Соотечественникам далеко ходить не надо — достаточно выглянуть в окно. В общем, пусть это и терпимая условность, лучше бы её не было.

Теперь концепция сменилась. Золото по-прежнему важно, однако на первый план выходят три параметра: административная, дипломатическая и военная мощь. На скорость, с которой пополняется их запас, влияют таланты монарха и его советников. Убывает же ресурс от каждого чиха, из-за чего перед игроком часто встают дилеммы.

Если вы возвели много полезных факторий — не получится интегрировать земли, присоединённые огнём и мечом. Сняли усталость от войны — будет труднее вести переговоры. Изобрели более совершенную артиллерию — не сможете нанять генерала или провести операцию против мятежников. Приходится думать, что вам нужнее сейчас и в дальнейшем, принимать настоящие стратегические решения.

Раньше шведы добивались похожего результата с помощью «костылей» и надстроек, вроде «магистратов» из аддона Heir to the Throne, необходимых для реформ. В Europa Universalis 4 их убрали, заодно поменяв принцип работы прочих чиновников. Когда вы даёте послам, торговцам и первопроходцам задание, они не пропадают, и дождаться появления новых нельзя. У вас всегда есть ограниченное количество специалистов, которыми следует распоряжаться с умом. Хотите заключить ещё один союз или снарядить купца в богатый восточный порт? Затягивайте пояс в другом месте.

Кстати, о коммерции. Ее механику Paradox перекроила до неузнаваемости. Весь мир опутывают торговые пути, из Азии и Нового Света — в Европу. В узловые точки, где они пересекаются, мы посылаем негоциантов, чтобы те боролись за долю рынка или направляли поток в выгодную сторону — к региону, где наши позиции сильнее, чем у конкурентов. Прибыль увеличивают и патрульные флоты, а для них, разумеется, не обойтись без баз. Все это делает колонизацию и передел сфер влияния куда осмысленнее.

Хочешь построить империю — спроси меня как

Правда, прежде чем отбирать у кого-то провинции, стоит взвесить «за» и «против». В Europa Universalis 4 авторы избавились от надуманной красной черты, после которой на агрессора кидались все окружающие. Отношения с соседями, конечно, портятся, и они наверняка нападут, почуяв слабину.

Точнее, такой момент неизбежно настанет. Аннексированные области, особенно без законных претензий, — серьёзная нагрузка. Если там еретики или представители иных культур — и того хуже. Да и затяжные войны карают рядом штрафов. Позаритесь на кусок, не сумеете его прожевать — глазом моргнуть не успеете, как страну охватят бунты.

При этом конфликты протекают реалистичнее. Исход определяют генеральные сражения, «пинг-понга» — нудных погонь за отступающими — почти нет. Важнее всего — свежая система подсчёта победных баллов. Атакуя врага, вы ставите цель: допустим, занять провинцию или доказать превосходство (то есть разбить оппонента в 80% битв). Если вам удалось её достичь, очки будут расти до тех пор, пока вы удерживаете ключевой район. В EU 4 не нужно оккупировать полстраны, чтобы одержать верх в споре о границах.

Неоднозначнее всего поменялась внутренняя политика — исчезла целая батарея регулирующих её «ползунков». Но изображать, чем отличается одно общество от другого, как-то надо, и сейчас эту задачу переложили на «идеи» — аналог civics и «социальных реформ» из последних «Цивилизаций».

Выглядит это абстрактно: можно понять, что один отдал приоритет религии, а второй развивает армию, но поставить две страны рядом и сравнить их стало труднее. Зато управлять государством — проще. Ведь игрок всё равно сразу решал, какой он хочет видеть свою державу, и затем соблюдал ритуал: раз в 10 лет нажимал на заветную кнопку и делал ещё один шаг в выбранном направлении.

Интерфейс вообще был бы выше всяких похвал, не испорти его мизерный шрифт, еле различимый при больших разрешениях. Все элементы расположены очень удобно, подсказки дают огромное количество полезной информации, а число щелчков мышью сведено до минимума. Особенно хороши вербовка войск и строительство — на мобилизацию уйдут считанные секунды.

Главное — преодолеть мандраж. После отменных обучающих режимов в Victoria 2 и Crusader Kings 2 здешний кажется поверхностным. В действительности же Europa Universalis 4 доступна любому, кто интересуется историей и неравнодушен к жанру. Потратьте пару часов, разберитесь, что к чему, и вы не пожалеете.

В рецензии на Crusader Kings 2 я назвал её лучшим творением Paradox Interactive. Теперь она делит вершину пьедестала с Europa Universalis 4. Тяжело сказать, какая из игр совершеннее, слишком уж они разные. CK 2 в первую очередь симулятор феодальных отношений, так что в нише глобальных стратегий новая «Европа» — безусловный фаворит.


Pentium 4 2,4 ГГц/Athlon 3500+
2 Гб памяти
GeForce 8800/Radeon X1900
2 Гб на винчестере

Pentium 4 3 ГГц/Athlon 3500+
3 Гб памяти
GeForce 8800/Radeon X1900
2 Гб на винчестере

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector