2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обзор Crusader Kings III

Обзор Crusader Kings III. Всё могут короли

Но бесконечно так продолжаться не могло. Порог входа в Crusader Kings II стал непомерно высок, поэтому Paradox решила… Выпустить конкурента собственной игре.

Равных — нет

Тогда как Europa Universalis предлагает классическую стратегию про перекраску карты в свой цвет, а Total War делает упор на тактические битвы, Crusader Kings — нечто большее, чем глобальная стратегия. Это ролевая песочница и увлекательный симулятор евгеники, The Sims на интерактивной контурной карте.

Основные принципы геймплея в третьей части не изменились. Игрок управляет не государством, а династией: завоёвывает и наследует многочисленные титулы, пытается вырастить достойных наследников и не разругаться с вассалами и церковью. Каждый клочок земли удержать не получится — набрав свыше 5–7 провинций, будьте готовы к бесконечным восстаниям и покушениям. Приходится раздавать земли придворным, выбирая между полезными засранцами и тупыми лизоблюдами. Какой-то чёткой цели в игре нет. Хотите — захватывайте территории, хотите — отыгрывайте жутких девиантов, лунатиков и каннибалов, хотите — обращайте африканцев в культ Перуна.

Привыкнуть к базовым механикам позволяет энциклопедия, удачно встроенная в игру. Наведя курсор на любой значок, можно увидеть подробную информацию о нём и пару-тройку ссылок на игровые термины. Crusader Kings III вообще стала гораздо более открытой в сравнении с предыдущей частью. Механика динамических событий из Crusader Kings II не давала игрокам никакой информации: скажем, отправляя маршала успокаивать буйных крестьян, вы понятия не имели, когда он справится с заданием. А Crusader Kings III честно показывает индикаторы прогресса — каждый месяц с некоторым шансом (зависящим от навыков и прочих параметров) вы можете приблизиться к цели замысла.

Новичкам, правда, сильно легче от этого не станет. Несмотря на доступность информации, игра не стала проще, и учиться придётся многому. Как добывать золото? Как получать претензии на соседние земли? Как перейти в другую веру и завести новых друзей? Короткое обучение на эти вопросы не отвечает, оставляя игрока наедине с множеством менюшек. Если вам уже доводилось объединять Русь и завоёвывать Рим за монголов, то вы быстро разберётесь, а если нет — зависнете, изучая вкладки. Потому что, помимо старых механик, в третьей части хватает и новых.

Бочка мёда

Все персонажи, от византийского базилевса до индийского тхакура, могут выбрать жизненный путь, связанный с одним из пяти навыков — похожую схему предлагало DLC Way of Life к Crusader Kings II. Путей целых пятнадцать, и кроме случайных событий и небольших плюсов к характеристикам они открывают длинные деревья развития. Потратив несколько лет на обучение (подходящее образование ускоряет процесс), ваш правитель получит полезный перк.

Став полководцем, вы научитесь объявлять войны вдвое дешевле, экономя ценный престиж, или сможете набрать больше рыцарей в войско. Интриган сможет вселить ужас в подданных, чтобы те не поднимали восстания почём зря. Перки — настоящая жемчужина игры, изучать и комбинировать их очень интересно. У вас пустая казна? Научитесь торговать секретами, которые собирают ваши шпионы, и шантаж обеспечит вас звонкой монетой. Достался хилый правитель? Изучите искусство пыток и поднимите боевой навык на беззащитных пленниках. Только осторожнее: персонажи-садисты от экзекуций будут в восторге, а вот честные люди рискуют впасть в депрессию.

Черты характера теперь не просто дают характеристики — они определяют предпочтительный стиль игры. Не диктуют его, но заметно влияют на ваши действия. Воспитали сына отважным? Не удивляйтесь, если тот не доживёт до короны — отвага удваивает его шанс погибнуть в битве. В игре мало однозначно положительных и отрицательных свойств, при желании пользу можно выжать почти из каждого. Например, похотливость осуждают почти все религии, но она позволяет быстро получить наследников.

Каждое ваше решение, затрагивающее характер героя, накапливает или, наоборот, снимает очки стресса. Избавиться от них можно несколькими способами… Чаще всего, заработав при этом новые проблемы. Так, мой махараджа с зудом в штанах решился развеяться в борделе и подхватил там сифилис. Безграмотный врач только усугубил ситуацию — от микстуры у правителя выпал глаз, и завоеватель Ориссы бесславно скончался от ран за считанные дни.

  • Обзор фильма «Довод». йинег — налоН
  • Мы поиграли в Mafia: Definitive Edition. Лёгкий джаз ностальгии
  • Обзор Deadly Premonition 2: A Blessing in Disguise. Что с нами стало, Зак?

Механика технологий изменилась до неузнаваемости. Научные достижения теперь объединены в крупные блоки и привязаны к вашей культуре. Лидер самого большого государства ирландцев, например, определяет, к чему стремится весь остров: к умению строить крепкие катапульты или использовать новые поводы для войны. Стартовые условия у всех разные, и некоторые технологии (вроде разведения боевых слонов) тесно связаны с географией.

Похожим образом устроены и религии: в каждой есть три догмата, открывающих уникальные фишки. Язычники получают набег за пленниками в качестве уникального повода для войны, а католики могут отправлять нерадивых детей в монастырь. Слишком тесно в рамках конфессии? Наберите очки благочестия и придумайте собственную ересь! Несколько кликов — и придворные перестанут косо смотреть на брак с родной сестрой и занятия колдовством. Правда, за такое соседи могут собрать крестовый поход по вашу душу.

Каждый чих вашего героя влияет на его престиж и благочестие. Заработав круглую сумму очков, персонаж переходит на следующий уровень известности. Высокие уровни характеристик значительно упрощают жизнь, и именно к ним привязаны многие игровые решения. Живая легенда сможет откусывать от соседей не графства, но целые герцогства, и вдобавок получает большой бонус к отношениям. Причём растёт в уровне не только персонаж, но и вся ваша династия: скорость развития зависит от количества независимых правителей и удачных браков. Хорошее нововведение, у серии всегда были проблемы с контентом в затянувшихся партиях.

Прямолинейные решения вообще работают куда хуже, чем в предыдущей части. В военном конфликте задавить противника числом стало труднее. Регулярные войска и элита — персонажи-рыцари — просят денег, но значительно увеличивают шансы на победу. Опытный полководец на удачном поле боя может обратить в бегство заметно превосходящую числом армию неприятеля. ИИ, традиционно для серии, глуповат, но куда более хитёр и осторожен. Под крупный отряд он подставляться не будет и постарается под шумок осадить вашу столицу. Ну и ладно, подумаете вы… Пока тибетский горец не выкрадет из замка вашу жену, сделав её наложницей. Суровые времена, суровые нравы.

Ложка дёгтя

Но не всё так радужно, как может показаться. Кроме крутой кривой сложности Crusader Kings III припасла ещё несколько неприятных сюрпризов. Один из самых заметных — это неудобный интерфейс. Вместо аккуратных списков — выпадающие меню с ограниченным набором опций. Вы будете долго ругаться, раскрывая их до конца, потому что нужные функции часто открываются после нажатия на кнопку «ещё 4». Что мешало поместить в список все варианты? Они всё равно занимают в высоту не больше трети экрана.

Как будто этого было мало, в игре ещё и неудачно подобраны шрифты и иконки. О маленькие серые буквы можно сломать глаза, особенно в локализации. Значки свойств похожи друг на друга как две капли воды, особенно издалека — приходится подолгу наводить на них мышку и читать описание. Особенно это раздражает при поиске выгодной партии. Хорошо хоть наследуемые свойства выделены отдельно.

Также плохо выполнена сама карта. Если её отдалить — всё в порядке, красивый разноцветный пергамент годится для сочных скриншотов. Но стоит развязать войну, как сразу вылезает куча проблем. Во-первых, разработчики зачем-то сделали физическую карту основным режимом: солдаты сливаются с ёлками, границ провинций не видно, храмы и города — неразборчивые пятна на карте. Во-вторых, по механике игры каждое графство разделено на несколько баронств, и, чтобы захватить его целиком, вы должны привести армию к ключевой точке, — как правило, к замку. Который ещё нужно найти. Переключаться между армией и осаждённой провинцией тоже неудобно, вы будете постоянно промахиваться. Ну и, наконец, в-третьих, мини-карту из игры убрали, поэтому быстро найти нужное место бывает непросто.

Критических багов лично я не заметил, но есть вопросы к инновациям: потратив честные 20 лет жизни своего раджи на изучение casus belli, я так и не увидел нового повода для войны в списке. При том, что Рюрик, обладающий им со старта, применяет его без вопросов.

Часть или целое?

К играм Paradox Interactive на релизе многие относятся скептически: дескать, обрезанная база никому не нужна, весь контент будет в DLC. Я с этой позицией не согласен — времена изменились. Издатель уже давно перестал быть маленькой студией, рук у разработчиков хватает; к тому же обновлённый движок Clausewitz–Jomini, опробованный на Imperator: Rome, упростил им работу. В релизной версии Crusader Kings III в четыре раза больше контента, чем в релизной версии второй части.

Уже сейчас игроку доступны все народы и религии, тогда как в Crusader Kings II поначалу мы играли только за христиан. Каждая культура обладает уникальными фишками и игровыми решениями: получается, в третьей части есть контент из Sword of Islam, Legacy of Rome, Old Gods и Rajas of India. Реформированные религии и ереси, священные ордена из Sons of Abraham? Тоже есть. Жизненные пути из Way of Life? На месте. Линии крови из Holy Fury превратились в наследия династий.

Значимые улучшения, добавленные в старую игру лишь с поздними патчами (большая подробная карта, точки сбора войск, детальная настройка игры) присутствуют сразу. Появилась, наконец, возможность бесконечной игры, которая была и раньше, но только если залезть в системные файлы. Две стартовые даты, конечно, не так круто, как одиннадцать, но за счёт возросшей роли культур и религий игра всё равно воспринимается свежее. Выросла и карта, в основном за счёт территорий в центральной Африке. Земли от Гвинеи до Монголии — в вашем распоряжении.

А самое удивительное — Crusader Kings III прекрасно оптимизирована. Она работает на ноутбуке 2012 года шустрее предшественницы.

Crusader Kings III — больше, чем перезагрузка серии. Уже на релизе она радует количеством и качеством контента, пускай огрехи локализации и неудобный интерфейс несколько портят картину. Не каждый сможет разобраться в сложных отношениях средневековых феодалов, но тех, кто приложит усилия, игра щедро вознаградит увлекательными историями.

Да здравствует король! Обзор Crusader Kings 3

Crusader Kings 3 заставит забыть о еде, сне и о ближнем своём, генерируя великолепные истории, исходя только из действий игрока.

Смогла ли третья часть «Королей» стать образцовым сиквелом? И да и нет. Идеальной игры не получилось, но это отличное продолжение серии. Crusader Kings 3 заставит забыть о еде, сне и о ближнем своём, генерируя великолепные истории, исходя только из действий игрока.

Серия глобальных стратегий Crusader Kings от Paradox Interactive известна в большей мере из-за второй части. Безумное количество дополнений, расширяющих и углубляющих оригинальную игру, а также высочайший порог вхождения – вот что слышали о ней непосвящённые. Фанаты же называют Crusader Kings 2 «генератором историй». Ну в какой ещё игре можно поставить советником по военному делу белочку?

Пьяный и голый папа Римский, крича «Deus Vult!», в окружении десятка любовниц или любовников идёт на штурм Иерусалима – всего один из тысячи сюжетов, которые может предложить пытливому игроку Crusader Kings 3. Сесть ранним вечером «побаловаться» и вздрогнуть от звука утреннего будильника – обыденная ситуация во время игры.

Дружелюбие – главное достоинство

Важнейшей проблемой предыдущих игр, как и других серий Paradox, является высокий порог вхождения. Десятки различных окон, разноцветные карты, тысячи значков и ярлычков – вот чем встречала игрока Crusader Kings 2. Назвать обучение хоть сколько-нибудь информативным не поворачивается язык даже после того, как основы стали понятны.

Crusader Kings 3 постаралась стать дружелюбной к новому игроку, полностью изменив внешний вид, подход к обучению и подсказкам. Каждое сообщение о том или ином действии снабжено иногда десятком всплывающих окон, чтобы игрок всегда имел представление, о чём идёт речь. Это сильно выручает, так как позволяет хранить меньше бесполезной информации в уме – её теперь можно всегда прочитать, если появится потребность.

Увы, интерфейс неидеален. Человек, который играет в глобальные стратегии от Paradox, разберётся сходу, а непонятных для него вещей останется по минимуму. Однако отыскать некоторые возможности бывает тяжело даже ветерану. Чтобы найти темницу, где содержатся все узники короля, пришлось подключать более внимательную и усидчивую жену и на пару раскрывать эту тайну (тюрьма находится во вкладке «Двор», не благодарите). В 80 процентах случаев всё логично, но что-то получилось неудачно.

Отдельно стоит отметить полный перевод на русский язык всего текста. Локализация выполнена хорошо, пестрит множеством отсылок, а вопросов к написанному почти не возникает. Единственная проблема – иногда ломаются склонения и переменные, содержащие обращения к игроку, но это почти ни на что не влияет.

Если нагромождение окон, вкладок и ярлыков всегда пугало, то сейчас можно спокойно попытаться влиться в Crusader Kings 3 – интуитивный интерфейс и вдумчивые подсказки с сотней всплывающих сводок будут сопровождать игрока на протяжении всего пути, который пройдёт его династия.

Царь пир желает!

Crusader Kings 2 любима ветеранами за то, что жизнь подконтрольного правителя могла измениться в любой момент. Счастливое государство, хорошие отношения с вассалами и уважение церкви могли пойти коту под хвост из-за неудачного стечения обстоятельств, а некогда великое государство разрушиться и перейти под управление глупого наследника, которого завтра же прирежут в каком-нибудь кабаке – и всё, игра окончена.

Разработчики во всём придерживались единственного пути – не вширь, а вглубь, и ролевая составляющая от этого только выиграла. Корней глобальной стратегии в Crusader Kings 3 по началу и не видно. Игрок наблюдает за жизнью персонажа, отыгрывает его, принимает решения и мирится с горечью потери после его смерти. Именно на такой основе Paradox Interactive возвела массив глобальной стратегии. Получилось просто великолепно.

Взять под контроль можно совершенно любую личность из любой страны или графства, которую игрок сможет отыскать. Хотите начать с самых низов и возвести свою династию до небес? Пожалуйста. В ваших венах течёт капля крови Рюриковичей? Берите под контроль великого князя и покоряйте Европу! Или потеряйте все подконтрольные территории и доведите род до вымирания. Всё в руках игрока.

Каждое действие и решение влияет непосредственно на личность правителя и его окружение. Если он с самого рождения был стеснительным садистом, то вдохновляющие речи перед толпой и уважительное отношение к вассалам будут вгонять его в стресс, который теперь является отдельной механикой. Она разделена на три уровня. По достижению второго или третьего деления стресс первого уровня может перейти в нервный срыв или депрессию соответственно. Ничем хорошим для персонажа это не закончится.

Читать еще:  Японский императорский флот в реальности и в War Thunder

Снимать такое состояние можно различными способами, в зависимости от черт характера вашего персонажа – например, просто заниматься тем, что он больше всего любит. Или же принять один из предлагаемых игрой вариантов: спиться, пойти по женщинам лёгкого поведения или удариться в веру – и это только одни из множества решений. Всё это повлечёт за собой развитие новых черт характера, которые могут как доставить неудобства, так и сдружить с вассалами или соседями.

Характеристики военного дела, дипломатии, учёности, управления государством и интриг больше не являются статичными цифрами, влияющими на успех того или иного решения. «Жизненный путь» персонажа – это фокусировка на какой-то одной стезе и её развитие. По сути, это три древа прокачки, которые дают как пассивный прирост некоторых способностей, так и открывающие активные возможности. Интриган сможет похищать людей или искать на них рычаги влияния, военачальник получит больше путей для начала и ведения войны, а дипломат – возможность заводить союзы и расширить своё влияние на другие континенты.

Всё это создает миллиарды всевозможных ситуаций, а увидеть их все не получится и спустя тысячу часов. Каждого персонажа можно развивать десятком разных путей, а влияние на него оказывает каждая мелочь – вплоть до догматов его конфессии. Интересно ли следить за жизнью правителя? Бесспорно. Но ещё интереснее наблюдать за жизнью его потомков.

Набожные пьяницы и дипломатичные садисты

Смерть героя наступит в любом случае. От старости ли, от ножа в спину или отрубленной головы в честном бою. На этом Crusader Kings 3 не заканчивается, по крайней мере, если после правителя остался наследник. Именно им начинает управлять игрок, а все внешние и внутренние проблемы государства ложатся на его юные (или не очень) плечи.

Стоит сказать о населяющих игру песонажах отдельно. Они – личности, со своими характерами, со своим двором, со своей жизнью. В отличие от второй части, теперь это анимированные люди, которые могут показывать мимикой или жестами своё настроение или реакцию на случившиеся события.

Отношения с персонажами необходимо поддерживать, устраивать браки между детьми разных династий, объединяться в союзы. Или же, наоборот, строить им козни, уничтожая их наследников или выясняя их страшные секреты. В один момент мне удалось узнать, что один из крупнейших правителей имеет любовника – советника, с которым они были «близкими друзьями» для всех остальных.

Это позволило взять его «на крючок» – новая механика, которая в зависимости от тяжести секрета позволяет склонить персонажа на свою сторону. Навязать выгодный для нас, а не для него брак, поддержку в войне – всё чего пожелает душа. Если секрет плёвый, шантаж может выйти из-под контроля и он во всём признается перед собственной семьей и окружением, за что его будут жестоко порицать, а игрок потеряет влияние на него.

Теперь представьте ситуацию. На детях гениев природа, как известно, отдыхает, а после правления великого короля, объединившего под своим крылом десятки вассалов, контроль над государством переходит к его наследнику – жуткому прелюбодею, интригану и тирану, который будет держать всех подопечных в ужасе. А главная цель – хотя бы сохранить то, что построил его предок и по возможности расширить сферы влияния, параллельно воспитывая ему нормальную смену.

Через года жизни разных королей и императоров проходит развитие государственного строя. Если игрок владеет наибольшим количеством территорий среди своей культуры, его король становится гегемоном и собственноручно выбирает, каких высот будет достигать его племя, например научится строить осадные орудия или воздвигать флаги государства.

Именно здесь вновь разгорается интерес к игре. Постоянная смена власти и персонажей заставляет подстраиваться под новый стиль игры на ходу, а самое главное – менять стратегию!

Глобальные сложности не нужны

Paradox Interactive пошла по пути наименьшего сопротивления и попыталась завлечь в свои сети максимально возможное количество игроков. Ещё одна тяжелая для понимания механика, стратегические действия на карте, стала намного легче и понятнее для новичков.

Не нужно больше ломать голову о том, как перевозить союзников по морю и в какой точке собирать войска в случае войны. Все доступные правителю армии собираются в одной точке сбора, по умолчанию в столице, а флот отсутствует как класс. Теперь достаточно просто кликнуть на водную гладь, выбрав юнит войск, и за определённую плату они сами «наколдуют» корабль из воздуха.

В Crusader Kings 2 армию представляло ополчение от всех вассалов, созданные лично гвардии и наёмники. В третьей части «Королей» добавился новый вид войск – рыцари, которые в предыдущей игре назывались полководцами и их можно было назначать управляющими в войсках. Правда, большая их часть всё равно статично висела в меню, никак не помогая воевать. Теперь они все участвуют в боях и дают преимущество в зависимости от собственных навыков.

Сражения на глобальной карте изменились в лучшую сторону. Рыцари, общая подготовленность армий и местность оказывают непосредственное влияние на исход боя. Даже малочисленный отряд может победить, если его наполняют тренированные и разнообразные воины, а не голодранцы в виде ополчения.

Союзные государства во время войн стали действовать сами по себе. В Crusader Kings 2 была возможность указать дружественному отряду, куда именно нужно отправиться и какой город захватить, а своих солдат послать совсем в другое место. В третьей части такой возможности либо нет, либо она спрятана за семью печатями, где-то глубоко.

Пошла под нож и глобальная мини-карта, которая во второй части помогала быстро ориентироваться на местности и перемещаться в мгновение ока между несколькими континентами. Зачем она была вырезана – неясно. Возможно, её вернут позже после отзывов пользователей.

Упразднённые или вырезанные возможности плохо влияют на реиграбельность, но, с другой стороны, не отвлекают от истории правителя государства. Разве должен король думать о том, куда направить войска своих вассалов и союзников? Нет, за него это должны делать специально обученные люди, которые здесь представлены в виде советников по делам государства, внешним и внутренним.

Дипломаты, шпионы, маршалы, казначеи и представители духовенства выполняют разнообразные задачи в пассивном или активном виде. После захвата каких-либо территорий можно приказать военному советнику усилить там контроль, а если у него большой уровень военного дела, то он сделает это быстро, качественно, а народ нового короля ещё и в задницу от любви большой поцелует. Стоит ли говорить, что плохой советник разрушит все планы и сделает только хуже?

Diagnosis

Crusader Kings 3 – лучшее, что могло произойти с серией после такого длительного развития второй части. Разработчики расширили ролевую составляющую, уйдя в глубину и не надстраивая ничего лишнего сверху. Проживать жизнь правителя увлекательно, а стратегическая сторона проекта хоть и утратила часть возможностей, но всё равно заставляет шевелить извилинами.

Добавили новые вещи, вроде реформации собственной религии, управление развитием культуры и личных перков династии, но убрали религиозные культы и тайные общества. Как сказали в Paradox – временно, ведь дополнениями третью часть «Королей» будут поддерживать ещё очень долго.

Игра придётся по душе как фанатам глобальных стратегий, так и новичкам – нормальное обучение, множество подсказок и удобный интерфейс перестанут отпугивать неофитов и, следовательно, расширят базу игроков. Crusader Kings 3 уже имеет рекорд в 100 тысяч одновременно играющих пользователей спустя 2 часа после выхода, а это лучший показатель успеха.

Да здравствует король! Обзор Crusader Kings 3

Crusader Kings 3 заставит забыть о еде, сне и о ближнем своём, генерируя великолепные истории, исходя только из действий игрока.

Смогла ли третья часть «Королей» стать образцовым сиквелом? И да и нет. Идеальной игры не получилось, но это отличное продолжение серии. Crusader Kings 3 заставит забыть о еде, сне и о ближнем своём, генерируя великолепные истории, исходя только из действий игрока.

Серия глобальных стратегий Crusader Kings от Paradox Interactive известна в большей мере из-за второй части. Безумное количество дополнений, расширяющих и углубляющих оригинальную игру, а также высочайший порог вхождения – вот что слышали о ней непосвящённые. Фанаты же называют Crusader Kings 2 «генератором историй». Ну в какой ещё игре можно поставить советником по военному делу белочку?

Пьяный и голый папа Римский, крича «Deus Vult!», в окружении десятка любовниц или любовников идёт на штурм Иерусалима – всего один из тысячи сюжетов, которые может предложить пытливому игроку Crusader Kings 3. Сесть ранним вечером «побаловаться» и вздрогнуть от звука утреннего будильника – обыденная ситуация во время игры.

Дружелюбие – главное достоинство

Важнейшей проблемой предыдущих игр, как и других серий Paradox, является высокий порог вхождения. Десятки различных окон, разноцветные карты, тысячи значков и ярлычков – вот чем встречала игрока Crusader Kings 2. Назвать обучение хоть сколько-нибудь информативным не поворачивается язык даже после того, как основы стали понятны.

Crusader Kings 3 постаралась стать дружелюбной к новому игроку, полностью изменив внешний вид, подход к обучению и подсказкам. Каждое сообщение о том или ином действии снабжено иногда десятком всплывающих окон, чтобы игрок всегда имел представление, о чём идёт речь. Это сильно выручает, так как позволяет хранить меньше бесполезной информации в уме – её теперь можно всегда прочитать, если появится потребность.

Увы, интерфейс неидеален. Человек, который играет в глобальные стратегии от Paradox, разберётся сходу, а непонятных для него вещей останется по минимуму. Однако отыскать некоторые возможности бывает тяжело даже ветерану. Чтобы найти темницу, где содержатся все узники короля, пришлось подключать более внимательную и усидчивую жену и на пару раскрывать эту тайну (тюрьма находится во вкладке «Двор», не благодарите). В 80 процентах случаев всё логично, но что-то получилось неудачно.

Отдельно стоит отметить полный перевод на русский язык всего текста. Локализация выполнена хорошо, пестрит множеством отсылок, а вопросов к написанному почти не возникает. Единственная проблема – иногда ломаются склонения и переменные, содержащие обращения к игроку, но это почти ни на что не влияет.

Если нагромождение окон, вкладок и ярлыков всегда пугало, то сейчас можно спокойно попытаться влиться в Crusader Kings 3 – интуитивный интерфейс и вдумчивые подсказки с сотней всплывающих сводок будут сопровождать игрока на протяжении всего пути, который пройдёт его династия.

Царь пир желает!

Crusader Kings 2 любима ветеранами за то, что жизнь подконтрольного правителя могла измениться в любой момент. Счастливое государство, хорошие отношения с вассалами и уважение церкви могли пойти коту под хвост из-за неудачного стечения обстоятельств, а некогда великое государство разрушиться и перейти под управление глупого наследника, которого завтра же прирежут в каком-нибудь кабаке – и всё, игра окончена.

Разработчики во всём придерживались единственного пути – не вширь, а вглубь, и ролевая составляющая от этого только выиграла. Корней глобальной стратегии в Crusader Kings 3 по началу и не видно. Игрок наблюдает за жизнью персонажа, отыгрывает его, принимает решения и мирится с горечью потери после его смерти. Именно на такой основе Paradox Interactive возвела массив глобальной стратегии. Получилось просто великолепно.

Взять под контроль можно совершенно любую личность из любой страны или графства, которую игрок сможет отыскать. Хотите начать с самых низов и возвести свою династию до небес? Пожалуйста. В ваших венах течёт капля крови Рюриковичей? Берите под контроль великого князя и покоряйте Европу! Или потеряйте все подконтрольные территории и доведите род до вымирания. Всё в руках игрока.

Каждое действие и решение влияет непосредственно на личность правителя и его окружение. Если он с самого рождения был стеснительным садистом, то вдохновляющие речи перед толпой и уважительное отношение к вассалам будут вгонять его в стресс, который теперь является отдельной механикой. Она разделена на три уровня. По достижению второго или третьего деления стресс первого уровня может перейти в нервный срыв или депрессию соответственно. Ничем хорошим для персонажа это не закончится.

Снимать такое состояние можно различными способами, в зависимости от черт характера вашего персонажа – например, просто заниматься тем, что он больше всего любит. Или же принять один из предлагаемых игрой вариантов: спиться, пойти по женщинам лёгкого поведения или удариться в веру – и это только одни из множества решений. Всё это повлечёт за собой развитие новых черт характера, которые могут как доставить неудобства, так и сдружить с вассалами или соседями.

Характеристики военного дела, дипломатии, учёности, управления государством и интриг больше не являются статичными цифрами, влияющими на успех того или иного решения. «Жизненный путь» персонажа – это фокусировка на какой-то одной стезе и её развитие. По сути, это три древа прокачки, которые дают как пассивный прирост некоторых способностей, так и открывающие активные возможности. Интриган сможет похищать людей или искать на них рычаги влияния, военачальник получит больше путей для начала и ведения войны, а дипломат – возможность заводить союзы и расширить своё влияние на другие континенты.

Всё это создает миллиарды всевозможных ситуаций, а увидеть их все не получится и спустя тысячу часов. Каждого персонажа можно развивать десятком разных путей, а влияние на него оказывает каждая мелочь – вплоть до догматов его конфессии. Интересно ли следить за жизнью правителя? Бесспорно. Но ещё интереснее наблюдать за жизнью его потомков.

Набожные пьяницы и дипломатичные садисты

Смерть героя наступит в любом случае. От старости ли, от ножа в спину или отрубленной головы в честном бою. На этом Crusader Kings 3 не заканчивается, по крайней мере, если после правителя остался наследник. Именно им начинает управлять игрок, а все внешние и внутренние проблемы государства ложатся на его юные (или не очень) плечи.

Стоит сказать о населяющих игру песонажах отдельно. Они – личности, со своими характерами, со своим двором, со своей жизнью. В отличие от второй части, теперь это анимированные люди, которые могут показывать мимикой или жестами своё настроение или реакцию на случившиеся события.

Отношения с персонажами необходимо поддерживать, устраивать браки между детьми разных династий, объединяться в союзы. Или же, наоборот, строить им козни, уничтожая их наследников или выясняя их страшные секреты. В один момент мне удалось узнать, что один из крупнейших правителей имеет любовника – советника, с которым они были «близкими друзьями» для всех остальных.

Это позволило взять его «на крючок» – новая механика, которая в зависимости от тяжести секрета позволяет склонить персонажа на свою сторону. Навязать выгодный для нас, а не для него брак, поддержку в войне – всё чего пожелает душа. Если секрет плёвый, шантаж может выйти из-под контроля и он во всём признается перед собственной семьей и окружением, за что его будут жестоко порицать, а игрок потеряет влияние на него.

Теперь представьте ситуацию. На детях гениев природа, как известно, отдыхает, а после правления великого короля, объединившего под своим крылом десятки вассалов, контроль над государством переходит к его наследнику – жуткому прелюбодею, интригану и тирану, который будет держать всех подопечных в ужасе. А главная цель – хотя бы сохранить то, что построил его предок и по возможности расширить сферы влияния, параллельно воспитывая ему нормальную смену.

Читать еще:  Sid Meier s Civilization V

Через года жизни разных королей и императоров проходит развитие государственного строя. Если игрок владеет наибольшим количеством территорий среди своей культуры, его король становится гегемоном и собственноручно выбирает, каких высот будет достигать его племя, например научится строить осадные орудия или воздвигать флаги государства.

Именно здесь вновь разгорается интерес к игре. Постоянная смена власти и персонажей заставляет подстраиваться под новый стиль игры на ходу, а самое главное – менять стратегию!

Глобальные сложности не нужны

Paradox Interactive пошла по пути наименьшего сопротивления и попыталась завлечь в свои сети максимально возможное количество игроков. Ещё одна тяжелая для понимания механика, стратегические действия на карте, стала намного легче и понятнее для новичков.

Не нужно больше ломать голову о том, как перевозить союзников по морю и в какой точке собирать войска в случае войны. Все доступные правителю армии собираются в одной точке сбора, по умолчанию в столице, а флот отсутствует как класс. Теперь достаточно просто кликнуть на водную гладь, выбрав юнит войск, и за определённую плату они сами «наколдуют» корабль из воздуха.

В Crusader Kings 2 армию представляло ополчение от всех вассалов, созданные лично гвардии и наёмники. В третьей части «Королей» добавился новый вид войск – рыцари, которые в предыдущей игре назывались полководцами и их можно было назначать управляющими в войсках. Правда, большая их часть всё равно статично висела в меню, никак не помогая воевать. Теперь они все участвуют в боях и дают преимущество в зависимости от собственных навыков.

Сражения на глобальной карте изменились в лучшую сторону. Рыцари, общая подготовленность армий и местность оказывают непосредственное влияние на исход боя. Даже малочисленный отряд может победить, если его наполняют тренированные и разнообразные воины, а не голодранцы в виде ополчения.

Союзные государства во время войн стали действовать сами по себе. В Crusader Kings 2 была возможность указать дружественному отряду, куда именно нужно отправиться и какой город захватить, а своих солдат послать совсем в другое место. В третьей части такой возможности либо нет, либо она спрятана за семью печатями, где-то глубоко.

Пошла под нож и глобальная мини-карта, которая во второй части помогала быстро ориентироваться на местности и перемещаться в мгновение ока между несколькими континентами. Зачем она была вырезана – неясно. Возможно, её вернут позже после отзывов пользователей.

Упразднённые или вырезанные возможности плохо влияют на реиграбельность, но, с другой стороны, не отвлекают от истории правителя государства. Разве должен король думать о том, куда направить войска своих вассалов и союзников? Нет, за него это должны делать специально обученные люди, которые здесь представлены в виде советников по делам государства, внешним и внутренним.

Дипломаты, шпионы, маршалы, казначеи и представители духовенства выполняют разнообразные задачи в пассивном или активном виде. После захвата каких-либо территорий можно приказать военному советнику усилить там контроль, а если у него большой уровень военного дела, то он сделает это быстро, качественно, а народ нового короля ещё и в задницу от любви большой поцелует. Стоит ли говорить, что плохой советник разрушит все планы и сделает только хуже?

Diagnosis

Crusader Kings 3 – лучшее, что могло произойти с серией после такого длительного развития второй части. Разработчики расширили ролевую составляющую, уйдя в глубину и не надстраивая ничего лишнего сверху. Проживать жизнь правителя увлекательно, а стратегическая сторона проекта хоть и утратила часть возможностей, но всё равно заставляет шевелить извилинами.

Добавили новые вещи, вроде реформации собственной религии, управление развитием культуры и личных перков династии, но убрали религиозные культы и тайные общества. Как сказали в Paradox – временно, ведь дополнениями третью часть «Королей» будут поддерживать ещё очень долго.

Игра придётся по душе как фанатам глобальных стратегий, так и новичкам – нормальное обучение, множество подсказок и удобный интерфейс перестанут отпугивать неофитов и, следовательно, расширят базу игроков. Crusader Kings 3 уже имеет рекорд в 100 тысяч одновременно играющих пользователей спустя 2 часа после выхода, а это лучший показатель успеха.

Обзор: Crusader Kings 3 — Династия имеет свою цену

Серия Crusader Kings является визитной карточной Paradox Interactive. Вторая часть объединила воедино множество стратегов, ежегодно жаждущих новых дополнений. И вот разразился гром, “творцы” глобальных стратегий анонсировали следующую номерную часть Crusader Kings, которая будет лучше своего предка во всем! Иронично, ведь Crusader Kings 3 делает акцент на наследовании.

Так сложилось, что именно с “главным” блюдом от Paradox Interactive я совершенно не знаком. Именно неизвестность привлекала больше всего. После просмотра трейлера и воодушевляющих отзывов о Crusader Kings 2 любопытство взяло вверх. Спустя множество бессонных ночей спешу поделиться с вами впечатлениями новобранца. Казалось бы, если есть опыт в стратегиях от Paradox, то и с новинкой трудностей возникнуть не должно. Как же я ошибался!

Старт совершенно не предвещал беды. В главном меню меня встретила приятная музыка, а сама игра началась с огромной карты, на которой территориально уместилась Европа, северная и центральная Африка, а также центральная Азия. Обучение ограничивает выбор персонажей, но пропускать его было бы фатальной ошибкой. Спустя 10 минут меня оставили наедине с колоссальным количеством графиков, таблиц и всплывающих окошек, каждое из которых тесно связано с элементами интерфейса. Первое время приходится хаотично искать показанные элементы из обучения, включать метод “тыка”, после чего приходит осознание, что с таблицами в Excel играть веселее, чем в это чудо. Но торопиться с выводами еще рано, увлекательность стратегий прямо пропорциональна наигранному времени.

Кстати, подсказки значительно упростили ознакомление. Они лаконичны, позволяют из одного окна переходить сразу в другое, благодаря чему информацию получается поглощать мгновенно. Но это я понял не сразу. Изначально подсказки занимают внушительное полотно интерфейса, где могли бы разместиться другие полезные окна. Ни в коем случае не отключайте их! В них присутствует не только местная терминология, но и оповещения о важных событиях, которыми ВЫ не занимаетесь.

Шел второй час игры. Было принято решение попытаться наладить экономику, либо встать на тропу войны, как в Hearts of Iron. В генерируемых событиях глаза искали выгоду, если не экономическую, так хоть дипломатическую. Но графики были стабильно плохи, а битвы казались чем-то второсортным, можно сказать даже необязательным. Все это медленное безобразие продолжалось до внезапной свадьбы. Венчание оказалось непростым, феодал из соседнего графства решил купить мою дочь за 90 золотых! Она девочка своеобразная, да и бюджет династии трещал по швам, так что решение было незамедлительным. Легкие деньги, подумал я. Оружие было убрано, войска отозваны, а основным бизнесом должно было стать производство детей. Но вот беда, жена чудесным образом оказалась бесплодна, так что ее тоже пришлось продать. Совершенно не понимая, куда вновь улетают деньги, я взял золото в долг, что негативно сказалось на отношении сына ко мне. На удивление, его продать так и не удалось. Он был единственным наследником престола, который презирал своего отца и в итоге заказал предка наемникам. Все вышеперечисленное произошло за 15 минут игры. Вот тут я понял, как надо в это играть!

Формально, Crusader Kings 3 — это глобальный симулятор отношений в реальном времени. Игроку совсем необязательно формировать войска и кровожадно отбирать земли, ведь есть еще множество других вариаций. Заключайте союзы, реформируйте законодательство и исследуйте технологии, чтоб обогнать в развитии своих соседей. Звучит стандартно, но в Crusader Kings фокус идет не на страны и государства, а на отдельных персонажей, состоящих в одной семье или династии.

Каждый персонаж уникален. Тут тебе и черты характера, и личностные особенности с предпочтениями. Что-то из вышеперечисленного может передаться по наследству и будет прогрессировать, пока ребенок не повзрослеет. Перед первым выбором персонажа сразу стоит представить в голове, в какую же сторону вы планируете развиваться. Стартовые перки помогут развить определенный образ жизни. Всего их 5: дипломатия, военное дело, управление, интриги, ученость. В каждом из них по 3 ветки развития, которые не только дают полезные бонусы, а еще и открывают новые возможности. Например, ветка “Соблазнитель” в образе жизни “Интриги” поможет вам найти живой щит в момент покушения, а также уберет дебаф “Инцест”, если партнеру больше 19 лет. Ветка “Алчность” в “Управлении” откроет новые границы в вопросах подкупа и продажи всего возможного, включая родственников.

Выбрать миротворца и строить похотливые козни — не лучший вариант, ведь тут присутствует показатель “стресса”. Чем ближе вы отыгрываете роль своего персонажа, тем меньше будет этот показатель. Если стресс поглотит вас, то это сильнее всего ударит по ключевым особенностям персонажа. Благо, в игре есть масса вариантов избавиться от стресса. Например, если вы садист, то вам поможет физическое издевательство над неприятелями, а пьяница разделается со стрессом всего за несколько алкогольных банкетов.

Цель игры — привести свою династию к успеху. Тут можно провести параллели с Ancestors: The Humankind Odyssey, где каждое поколение обезьян получало дополнительный навык, вследствие чего происходило постепенное развитие. Только в Crusader Kings вы улучшаете династию совершенными деяниями, получая любыми способами признание, деньги, земли и т.д.

Отдельного внимания заслуживают религии. Они разбиты по конфессиям, включающим в себя по несколько схожих религиозных направлений. Каждое отдельное верование имеет свои постулаты и доктрины. Но самое важное — это возможность сделать свою уникальную религию. Вот тут начинается вакханалия, учитывая то, что противники под управлением ИИ также могут создать свою веру. Данная функция отключается при старте, но сама возможность такого уже удивляет. Так вот, создать можно буквально все, ограничиваясь множеством игровых пресетов. Верьте в тьму, сжигая отступников после ритуального каннибализма. Можно быть немного скромнее: поклоняться растениям, покупать за деньги грехи и устраивать еженедельное распятие.

Вот оно, Crusader Kings 3 постепенно раскрывается во всей красе! Генерирующиеся события не дают заскучать, а разнообразие путей развития делает каждую игру уникальной. Только вот визуально вы все еще смотрите на карту и всплывающий текст, сопровождающийся обездвиженными персонажами. Безусловно, сравнивая игру внешне с предыдущей номерной частью, можно заметить множество улучшений. Интерфейс стал более скомпонован, модели персонажей теперь полностью в 3D, а карта имеет более детальные настройки отображения. Также в игре есть мультиплеер, опробовать который так и не удалось. Кстати, морские баталии, видимо, отложили для дополнений, как и взаимодействие с кораблями. Сейчас можно только пересечь морскую гладь за символическую плату, воспользовавшись услугами местных. Из сомнительных моментов стоит упомянуть повтор некоторых внезапных событий. Примерно 4 раза за 3 часа произошло отравление ядом супруги в одной из партий. Супруги менялись, а загадочные смерти продолжались. Либо это баг, либо соседям некуда было использовать целую бочку яда.

Также я не нашел стандартной торговли между соседствующими баронствами. Присутствуют только личные предложения, подарки и подкупы. Вполне возможно, что стоит подождать дополнений, которые введут новые образы жизни, умения, религии и расширения для карты.

Оглядываясь на продолжительную поддержку Crusader Kings 2, можно сказать, что Paradox Interactive верны своим традициям и вновь выпустили платформу для модов на ближайшие годы. Лично мне, как новобранцу, не хватает визуального оформления для текста. Демонстрируют только персонажа, с которым происходит взаимодействие. Даже простые квестовые слайды, как в Anno 1800, сделали бы живее здешние истории. С другой стороны, у игрока полный простор для визуализации происходящего в голове. Вот только эти эмоции может предоставить и предыдущая часть, а новая лишь закрепляет успех предшественницы, вместо того чтобы предложить нечто революционно новое. В итоге могу поставить только 7 проданных дочерей из 10. Если вы фанат серии, то смело добавляйте для себя 1 балл сверху. Crusader Kings 3 сочетает интересные механики с остросюжетными историями, только вот с большой вероятностью стратеги-новобранцы не дойдут до переломного момента, бросив игру после двухчасового ознакомления с таблицами, окошками и контурными картами.

Плюсы:

  • Остросюжетная история;
  • Реиграбельность;
  • Приятная графика и 3D-модели для всех персонажей;
  • Система религий;
  • Мультиплеер;

Минусы:

  • Незначительные баги и опечатки в тексте;
  • Повтор событий, что явно намекает на их вариативность в будущих дополнениях;
  • Перегруженный интерфейс;
  • Отсутствуют морские баталии и торговля;
  • Высокий порог вхождения для новых игроков.

Обзор Crusader Kings 3. «Игра престолов» отдыхает

Серия Crusader Kings — развлечение не для слабых духом игроков. Это весьма специфическая линейка масштабных стратегий, которая вознаграждает коварных, креативных и усидчивых геймеров. Исторически сложилось, что Paradox Interactive запускает по одной игре про королей-крестоносцев раз в восемь лет. Первая часть CK вышла в 2004 году, сиквел последовал в 2012-м, а предмет нашего обзора появится на полках виртуальных магазинов 1 сентября 2020 года. Давайте разбираться, сумела ли эта стратегия стать достойным продолжением первых двух частей.

Несмотря на то, что релиз Crusader Kings 2 состоялся аж восемь лет назад, игра до сих пор поддерживается, более того, она обросла несколькими десятками DLC и стала эталоном качества для глобальных стратегий — наряду с другими сериями компании: Europa Universalis и Hearts of Iron. Иными словами, когда ты покупаешь игру от Paradox, то вправе рассчитывать на балансные патчи и поддержку даже спустя десятилетие. Судя по тому, сколько ресурсов компания вложила в новую игру, она получит не меньше внимания и, как следствие, контента.

Это сейчас Вологду знают только по одноименной песне, а когда-то это была независимая держава и великое вождество

Начну с главного: Crusader Kings 3 стала дружелюбнее к новичкам и снизила порог вхождения в задачу столь непростую, как создание династии. По сути, мы играем в симулятор средневекового правителя, которому предстоит выживать и плодить наследничков в нелегких условиях феодализма за счет хитрости, смекалки и персональной армии. Инструментов для этого масса, и по мере погружения в геймплей возникает чувство, будто сам становишься участником истории про Войну Алой и Белой розы — настоящей «игры престолов» с феодальными кланами. Вот только сражаются тут не только условные Йорки с Ланкастерами, но сотни графов, герцогов и королей разного пошиба. В местной «войне роз» принимает участие, по сути, каждый наделенный властью землевладелец, начиная со статуса бургомистра.

Сосредоточенная на деяниях викингов кампания наверняка станет первым же выбором для большинства геймеров

Что интересно, игрокам сразу следует переключить парадигму восприятия игры с «градостроителя» на «руководителя династии», ведь одним царьком Crusader Kings не ограничивается. Когда умирает глава династии, то на его место заступает престолонаследник, будь он хоть бастард, хоть калека. В то же время вы можете наплевать на живого царя, и переключиться на его сына или вообще вассала, играя уже от его лица. И это делает геймплей оригинальнее, чем в традиционных гранд-стратегиях с одним нерушимым лидером фракции.

Если выбранный образ жизни не будет сочетаться с чертами характера персонажа, то ждите стресса, который повлечет болезни и раннюю смерть

Историческая эпоха едина — Средневековье во всей его красе. Однако, в отличие от предыдущих игр, CK3 ограничивает стартовые даты для строительства своей империи: мы можем начать в 867 или 1066 году. Для сравнения, в самой первой CK были доступны три стартовые даты, с 1066 по 1337 годы, а во второй части CK со всеми DLC есть одиннадцать исторически важных периодов, от раннего Средневековья в 769 году до позднего в 1337-м. Широчайший выбор, которого мы, увы, лишены в новом «симуляторе династии».

Читать еще:  Топ-7 продолжений видеоигр, которые мы вряд ли увидим

Со сбором армий все стало сложнее — по умолчанию в нашем графстве есть плохо обученные крестьяне, из которых можно создавать специализированные войска, и элитная сила в виде рыцарей, каждый из которых является самостоятельным персонажем

Об этом хочется поговорить чуть подробнее. В последнее время на релизе Paradox предлагает слишком «голые» игры, и зачастую это вызывает у игроков праведное негодование. Если помните, предыдущую игру от этой студии, Imperator: Rome, утопили в негативных отзывах из-за дефицита контента, неудобного интерфейса и вагона технических проблем. Безусловно, Crusader Kings 3 беднее в текущем состоянии, чем CK2 после стольких лет и нескольких десятков аддонов. Но беднее ли она, чем базовая версия второй части «Королей-крестоносцев» в 2012 году? Разумеется, нет, ведь все основные фишки CK2 на месте! Разве что прогресс в Europa Universalis не разрешают переносить…

В царском совете есть помощники в совершенно разных сферах, и у каждого свои амбиции, интересы и отношения с действующим главой династии. Придется и ублажать, и запугивать!

Игра предлагает шесть условных кампаний, три из которых стартуют в 867 году, то есть в так называемую «Эпоху викингов». Еще три сосредоточены на Высоком Средневековье, датой отсчета которого разработчики выбрали исторически богатый 1066 год. Все это было в предыдущих играх, ничего нового изобретать не стали. Да и действующие лица основных кампаний вам знакомы — среди лендлордов есть такие «распиаренные герои», как Ивар Бескостный, Людовик II и даже Харальд Суровый. А для российских геймеров есть возможность сделать Новгород великим руками Рюрика Рюриковича.

Создать новую конфессию легко, а вот обратить в нее жителей, которым эта религия чужда — уже вызов. Причем с религией можно играть по-всякому, включая точечные изменения и значимые реформы

Правильнее всего описать игру фразой из ее обучения, которое, в отличие от Crusader Kings 2, стало более понятным и детальным: «Это не гонка за какой-то победой, но глубочайший сюжет и множество вариантов его развития» Фактически это интерактивная книга, которую игрок пишет за счет своих решений, выжимая из своих возможностей максимум выгоды — браки по расчету, заказные убийства, интриги, манипуляция заложниками, шпионаж, отправка неугодных в каменные мешки, союзы с иноверцами против более могущественных родственников по континенту… Тут есть практически все подлые приемы и трюки, к которым приходится прибегать сначала для выживания, а затем для развития и процветания династии.

Визуально CK3 выглядит почти так же, как вторая часть. Карта мира расширилась, детализация провинций и земель выросла в разы, и по сути стала одной из наиболее проработанных по части географии игр от Paradox: выверенных, детализированных, с массой подробностей, с фильтрами и опциями для отображения «контурных карт». И по всей этой красоте туда-сюда маршируют бравые модельки армий. Разработчики с 2011 года используют движок Clausewitz 2 Engine во всех проектах, но для CK3 приготовили приятный сюрприз — апгрейд Clausewitz 2 до версии Jomini, названной в честь генерала Антуана-Анри Жомини. Впервые этот движок использовали в Imperator: Rome, но там он был на правах «бета-теста», в то время как в Crusader Kings 3 его полноценно имплементировали со всеми бонусными особенностями.

6 минут геймплея Crusader Kings 3. Источник: IGN

Возможно, вы читаете этот текст ради того, чтобы узнать, в каких деталях спрятался дьявол? Для третьей части серии Paradox перелопатила персональные качества и черты характера всех персонажей, сделала углубленную систему развития своего «царя» в соответствии с выбранным «образом жизни», который представлен пятью категориями: дипломатией, интригами, управлением, военным делом и ученостью. Девелоперы изменили осады и правила формирования армий, провели ревизию религиозности и сделали дополнительные инструменты давления как на подданных, так и на врагов. А также многое другое, о чем подробно повествует страница игры в Steam. Все эти функции, на самом деле, не так уж важны на фоне ощущения, что привычную геймерам игру сохранили, доработав тысячей мелочей. И за счет этого кажется, будто CK3 — независимое дополнение ко второй части «Королей-крестоносцев», для которого CK2, в общем-то, и не нужна.

Мы вновь получили выдающийся симулятор династического правления — некий аналог «Игры престолов», в котором Джон Сноу, магия, драконы и Белые ходоки не нужны. У нас и без того достаточно хлопот — например, как сохранить хитростью отнятые земли и не рассориться с вечно недовольными вассалами. Если такой досуг является вашей «чашкой чая», если нравятся серии Crusader Kings или Europa Universalis, то проходить мимо ни в коем случае нельзя. Да, положа руку на сердце, игра в итоге ощущается как глобальная ревизия предыдущей части, но скажите на милость, зачем изобретать новое, если формула прекрасно работает аж с 2004 года?

Обзор Crusader Kings III

Итоги правление короля за 65 лет :
Объединил Британию
Присоединил Бретань
Приструнил вассалов
Наладил экономику
Стал Легендой при жизни

Итоги правление наследника за 2 года :
Про***ал Бретань
Про***ал все деньги и ушел в долги
Про***ал почти всю Британию после восстания вассалов
Умер, не оставив наследников.

10 Бестолковых наследников из 10

P.S Кто такие сибилинги ?

Вот за эти «грехи» убили короля Кастилии Санчо II Сильного (1066-1094):

1. За 28 лет его правления территория королевства увеличилась в 5 раз;
2. Освободил народы Леона, Галисии и Наварры от тирании бездарных братьев-королей;
3. Раскрыл Папе Римскому инцест своего брата Альфонсо Леонского с сестрой Урракой, за что тот был отлучен от церкви (вот это з**бись, богоугодная х**ня);
4. При его участии Первый Крестовый Поход закончился созданием Иерусалимского королевства, а Второй внес огромный вклад в освобождение прекрасной Испании от захватчиков-мавров;
5. Освободил земли Арагона от мавров же соответственно, погибнув как настоящий воин в генеральном сражении и подписав капитуляцию сарацин окровавленной рукой на смертном одре;
6. Был настоящим рыцарем и верным семьянином, став отцом 3 сыновей и 4 дочерей от любимой жены, дочери короля Богемии;
7. Был правдорубом и жил по правде, совершил паломничества в Вечный Город и Иерусалим, образцовый католик;
8. Несмотря на нелюбовь собственных отца и братьев, не предпринял против них ничего, за что могла бы мучить совесть;
9. Большую часть средств из казны и завоевательных походов пускал на развитие родной Кастилии, построил пару новых замков на границе с Наваррой. Начал восстанавливать Иберию из руин;
10. Стремился к справедливому и гуманному суду, не потерял самообладания, даже когда от руки наемного убийцы пал его старший сын. За без малого три десятка лет на троне было всего несколько случаев применения смертной казни, и те лишь в отношении еретиков и вождей восстаний.

ВЕЛИКОМУ ЧЕЛОВЕКУ — ВЕЛИКАЯ ПАМЯТЬ!

EL REY HA MUERTO, LARGA VIDA AL REY!

Ролеплэй на контурных картах до сих пор PARADOXально затягивает, достойное продолжение заигранных до дыр вторых Крестоносцев, имеющее обновленный вид и огромный потенциал для развития. Однозначно высший балл от меня лично, с рекомендацией брать тем, кто неровно дышит в сторону старых частей и игорь Параходов в целом. Хотя новичка тоже должно зацепить и погрузить, ибо порог вхождения стал ощутимо ниже. РекоменДУЮ!

Обязательно попробуйте! Это одна из тех игр, пропускать которую просто нельзя!

Начал играть за шотландцев. Решил геноцидить кривозубых мрачных личностей на юге моего острова. Пока не поздно. Объединился с Францией, Норвегией, Ирландией, сам не понял как, но каким-то хером запряг ещё и Священную Римскую Империю. Выдвинулся сам и уже довольно потирал ладошки, ожидая лёгкую победу. Щаз. Англичане нас сами вынесли, вылавливая наши отрядики в 1-3к своими 15к. Из-за неудачной войны и долгов положение в государстве ухудшилось, начались волнения и недовольства. Прозевал восстание и из короля словил дауншифт в герцоги путём отсекания главы у главы семейства. Было обидно. Мне. И моему королю тоже.

Игра продолжилась за потомков. Начал укреплять экономику и гнобить соседних отколовшихся баронов послабее. Отвоевавший мой трон корлуша в прямом смысле сбрендил на старости лет. Стал проповедовать натурализм (голый на встречи и переговоры приходил), оттяпал хер пойми зачем дохлое баронство у Англии на севере Уэльса и активно получал звездюли абсолютно от всех, кто ему войну объявлял, даже от крестьян, которые регулярно восставали.

Я же на время затаился. Потихоньку восстанавливал потерянные земли, практиковал положительную евгенику — выращивал образованных и родовитых тугодумов, чтобы после гибели играть более-менее прокачанными персонажами с адекватными земельными наделами. Недовольных такой офигительной политикой заставлял учить фразу «Ave Maria, Deus Vult!» и отправлял добровольцами кушать финики.

https://steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=2224921315
Вскоре немчура таки нагнула наглосаксов, и те распались на мелкие баронства. Но на повестке встал другой, не менее важный вопрос — а что теперь делать с немчурой, отхватившей 23 Европы? Ещё больше вопросов хотелось бы задать нынешнему королю Шотландии, который, судя по всему, тоже кукухой тронулся. Зачем-то переименовал Шотландию в Альбы, а потом начал войну за возрождении Англии с Немецией и Венгрией.

Моё участие в вышеописанном мероприятии ограничилось горячей поддержкой и верой в лучшее. Хотя я сам тоже нарвался на. Византийскую Империю, не подумав объявив войну очередному соседу. Византийцы довольно скоро прислали десант вежливых людей с целью выяснения кто тут такой борзый. Но меня уже давно в замке не было — я сидел высоко в горах на другой стороне Шотландии и, честно говоря, знакомиться с имперскими порядками не торопился. Но тут заметил, что вежливые люди армию разделили. И получилось так, что гордый Герцог малюсенькой Шотландии, выписал нескромных таких звездюлей этим туристам в пурпурных платьях.

Придурочный король Альбов тоже победил. Он возродил Англию и вошёл в состав Британской Империи будучи политзаключённым. Как так получилось я не понял, меня в такие интриги не допускали, мал ещё был, да и своми делами занимался в это время. Венгрия сначала совсем пропала с карты, войдя в состав Немеции, а потом немножко переехала на юго-восток. Сама же Немеция стала заметно плешиветь со стороны Италии. Ещё за всеми нами выехали монголы, но не доехали, огребя от Хакасии по первое число.

У моего правителя померла жена. Пришлось косплеить Джигарханяна и искать замену. Всю Европу просканировал — нашёл подходящий экземпляр только у бывших немцев. И то без претензий на земли. Но не прогадал. Бывшая немка, в отличии от предыдущей высокородной недотроги, поставила производство детей на промышленные рельсы. Окрылённый таким успехом я в наглую, никого не спрашивая и не заботясь о репутации, узурпировал трон Шотландии и переименовал королевство обратно. А то Альба — как-то не солидно звучит. Император Британии был только рад, ведь он — мой дружбан, к тому же я по ходу единственный, кто его не метелил в хвост и в гриву и не прикалывался над тем, что этот долбаносик — карлик.

https://steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=2224920675
Мой маленький императрик периодически подкидывал в состав царства Шотландия спорные баронства. И всё бы было хорошо, но мой, уже теперь король, начал спиваться и вскоре помер. В самом расцвете своих 63-х лет. Трон передался одному из его сыновей-ушлёпков.

И тут началось такое рубилово, что даже вспоминать страшно. Многочисленные братишки тут же организовали фракции сопротивления и восстали. Я даже не успел за меч схватиться. Наскоро созданный отряд защитников смели как метлой. А после подбили один глаз и провозгласили, что я им отныне не указ! После чего ушли, сказав, чтоб я сидел на троне ровно, не выёживался больше никогда и не дышал без их ведома.

Только это был не финал. Восстала вторая фракция и третья. Третья фракция отобрала все мои титулы, и игра переместилась на другого брата-ушлёпка, который активно принимал участие во всём этом беспределе. В этот короткий период самым выгодным бизнесом на территории королевства Шотландии была реализация оптовых ритуальных услуг и изготовление многоместных гробиков для очередных королей. Я потерял 5-х, не считая несовершеннолетних, у которых просто трон отбирали.

Но приняв брозды правления очередной раз, решил не содержать пленных в VIP-хатах, как делал до этого с целью выкупа, а казнить неудачников к херам. Жаль, что казнь у Шотландцев только отрубание головы (наверное потому что они католики), я бы что-нибудь другое, поинтереснее выбрал бы. Парочку несовершеннолетних, но влиятельных засранцев отвёл в лес и зарезал с помощью агентов. Волнения-то и прекратились отчего-то. И казначей уважать начал, крысить перестал — на счету стабильный положительный баланс даже во время мобилизации. Впервые за 5-ть королей. Земли, естественно почти все потеряны опять, но я хотя бы остался 30-ти летнем молодым королём и могу собрать 10к войска.

И это войско есть где применить! Когда-то давно кого-то удачно женил из своей свиты и неожиданно сам для себя объявил войну за. здоровенную Францию! Почти всю! Силы примерно равны, мой император меня поддерживает. Нарисовали просто дикие штрафы в случае поражения, но бодаться с очередными братишками-ушлепанами-претендентами за каждый сантиметр на клочке земли в северной Англии что-то задолбало. Злые Вы, уйду я к французам. И вообще, надо мыслить шире!

https://steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=2226784409
Чуть-чуть не проиграл ту войну — на волоске от поражения был. Кончились бабосики и очки престижа — союзников вынесли, я остался один на один против парлеофрансэ. Но пока эти дауны зачем-то отчалили и плыли осаждать мои супер укреплённые города, я их столицу случайно взял. И «Вуаля!» — как говорят нынче Шотландцы! Переехал в Париж, тут потеплее. Раздал земли своим рыцарям (сыновьям — шиш, я теперь учёный), прихватил парочку бесхозных баронств по соседству на юге. Правда, отлучили от церкви, но мне пофиг. Организовал орден тамплиеров, хотя ещё не врубился как это работает. Коплю на строительство Нотр-Дама. Следующая цель — Аквитания. И была бы Аквитания уже моей, если б не возраст. И ранение. И подагра. И псориаз. И пьянство.

Если врубитесь куда нажимать — впечатлений будет море. Почитайте другие обзоры — у каждого второго история круче моей. Это при том, что я, по-хорошему, научился только женить спиногрызов да войска созывать. Crusader Kings III — это потрясающий генератор историй. На текущий момент (14.09.2020) тут столько сумбура и несуразности, что невозможно злиться на недостатки игры. Интерфейс ужасен, искусственный интеллект тупит как только можно и как нельзя, обучение почти ничему не обучает, микроменеджмент при больших завоеваниях шокирует, перевод корявый и сбивает с толку.

Но когда ловишь себя на мысли, что реально жаль вот этого спивающегося старикашку, который прошёл с тобой путь от барона до короля, бывал неоднократно бит в сражениях, терпел неудачи при подкатах к герцогиням, избегал убийц, сам нанимал убийц, налаживал отношения с Папой, а потом оказалось, что зря, ведь Папа сменился, то забываешь про такие мелочи! Crusader Kings III делает то, что от него и требуется — знакомит с серией новых игроков.

Источники:

http://www.igromania.ru/article/31404/Obzor_Crusader_Kings_III._Vsyo_mogut_koroli.html

http://ixbt.games/reviews/da-zdravstvuet-korol-obzor-crusader-kings-3.html

http://www.gametech.ru/reviews/1912

http://www.goha.ru/obzor-crusader-kings-3-dinastiya-imeet-svoyu-cenu-lbYLOm

http://gameguru.ru/publication/obzor_crusader_kings_3_igra_prestolov_otdyhaet/

http://steamcommunity.com/app/1158310/reviews/?browsefilter=toprated&snr=1_5_100010_

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector