2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Наблюдения в природе

Наблюдения в природе с детьми старшего дошкольного возраста

Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. Такие наблюдения не просто дают детям новую информацию, а помогают погрузиться в удивительный мир личного живого общения с природой, вступить в непосредственный диалог с ней. В “Концепции дошкольного воспитания” говорится о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды. Поэтому в своей работе с детьми дошкольного возраста мы большое внимание уделяем организации наблюдений за природными объектами. Чаще всего наблюдения мы организуем на прогулке. Наш детский сад расположен в зеленой зоне. Рядом есть лес, овраг. Есть возможность организовывать прогулки на луг и поле. Удобное расположение детского сада помогает нам охватить достаточно большое количество объектов природы. Познакомить детей не только с многообразием природных объектов, но и увидеть своими глазами особенности произрастания растений и места обитания тех или иных насекомых и некоторых животных и птиц.

Живое общение детей с природой помогает воспитывать у детей эстетические, патриотические, нравственные чувства. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Предлагаем вашему вниманию некоторые наблюдения, которые мы проводим весной в старшей группе:

“Наблюдение за весенними явлениями”.

Цель: Учить наблюдать характерные явления природы весной, устанавливать простейшие связи между ними, воспитывать способность замечать красоту природы, воспитывать любознательность.

Вопросы к детям:

Назовите признаки наступления весны.
Заметно ли прибавился день? Как мы это можем определить?
Почему идет дождь, а не снег?
Как влияет солнце на изменения в природе весной?

Загадки:
“Пушистая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе”. (Туча.)
“Меня часто зовут, дожидаются, а приду – от меня укрываются” (Дождь.)

“Наблюдения за деревьями”.

Цель: Уточнить представления детей, что весной пробуждаются растения, набухают почки на деревьях, кустарниках. Формировать знания о постепенном нарастании весенних явлений; учить различать деревья и кустарники по веткам и почкам.

(Предложить детям рассмотреть ветки деревьев.)

Вопросы к детям:

Чем покрыты почки ивы?
Какой цвет у сережек ольхи, на что они похожи?
Чем отличаются ветки тополя и березы?
Как расположены почки березы на ветке, как тополя?
Как выглядит ветка сирени?

Прочитать стихотворение: “Весна”. (А.Фет)

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом,
Опять весна душистая
Повеяла теплом.

Цель: Учить детей различать и правильно называть раннецветущие растения, выделяя их характерные признаки, учить сравнивать растения, находить сходства и различия.

Показать детям ветреницу, медуницу и калужницу.
Предложить детям описать эти цветы.
Предложить найти сходства и различия цветов.
Дидактическая игра: “Узнай по описанию”.

“Наблюдение за луговыми цветами”.

Цель: Познакомить детей с цветами луга, учить различать их по внешнему виду, окраске. Закреплять навыки бережного отношения к природе, умение любоваться красотой природы.

Вопросы к детям:

Какие цветы растут на лугу?
Из каких частей состоит растение? (Определить окраску, форму.)
Какие цветы закрываются на ночь?
Можно ли срывать растения?

Описание внешнего вида сопровождается чтением стихотворений:

“Колокольчики мои, цветики степные,
Что глядите на меня темно – голубые” (А. Толстой)

“Ромашка похожа на солнышко:
Лепестки – лучи, солнце – доннышко” (Воробьева)

“Носит одуванчик желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится в беленькое платьице.
легкое, воздушное,
Ветерку послушное”. (Л.Квитко)

“Рассматривание луговых растений”.

Цель: Закрепить знания детей о названиях луговых растений и умение их различать. (иван-чай, кипрей, мышиный горошек, ромашка). Подвести к выводу о том, что на лугу растут светолюбивые растения. Учить описывать растения, выделяя их характерные признаки. (характер стебля – высоту, толщину, поверхность; форму и расположение листьев; цвет и форму цветка, его запах). Развивать умение сравнивать.

Вопросы к детям:

Где растут иван-чай, кипрей, ромашка, мышиный горошек?
Почему они не растут в лесу?
Как о них можно сказать одним словом? (Эти растения – светолюбивые.)
Как отличить растения по листьям? (Выделить цвет, форму и величину листьев.)
Какой формы цветки у данных растений?
Одинаково ли у них число лепестков?
Отличаются ли цветы по запаху?

Дидактическая игра: “Узнай по запаху”.

Цель: Уточнить представления детей о разнообразии окраски и формы листьев у деревьев, расположения веток. Развивать внимание, любознательность, воспитывать бережное отношение к природе.

Рассмотреть последовательно тополь, дуб и березу.

Вопросы к детям:

Какие деревья растут в нашей местности?
У какого дерева ветки растут вверх? (Тополь.)
У какого дерева ветки растут в стороны? (Дуб.)
У какого дерева ветки опущены вниз? (Береза.)

Дидактическая игра: “С какого дерева лист?”

“Рассматривание веток ели и сосны”.

Цель: Закрепить умение детей различать ель и сосну по веткам, стволу. Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия, уточнить знания о том, что сосна и ель – хвойные вечнозеленые деревья.

Предложить девочкам подойти к сосне, а мальчикам подойти к ели. Попросить объяснить свой выбор.

Вопросы к детям:

Как расположены ветки у ели?
Как растут у сосны?
Как растет хвоя у ели, у сосны?
Чем она отличается?
Чем отличаются шишки?

Обратить внимание детей на различия коры. Предложить им потрогать ствол сосны и ели. У какого дерева ствол теплый? (У сосны.)

“Наблюдение за грачами”.

Цель: Закрепить представления детей о том, что весной грачи первыми возвращаются их теплых краев; уточнить представления о внешнем виде грача; уметь отличать его от других птиц. Поддерживать радостное настроение от прилета птиц.

Загадать детям загадку: “Черный, проворный, кричит “кра-к”, червякам – враг”. (Грач.)

Вопросы к детям:

Когда прилетают грачи?
Почему они возвращаются на Родину?
Как грачи ведут себя у гнезд?
По каким особенностям внешнего вида можно отличить грача от вороны? Галки? Сороки?
Как кричит грач?

“Наблюдения в парке”.

Цель: показать изменения, происшедшие в парке в связи с наступлением тепла. Учить детей видеть причины этих изменений, вызвать радостное настроение от восприятия весенней природы.

Прочитать детям стихотворение:

“Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна”.
(Е. Карганова).

Вопросы к детям:

Чем весной покрылась земля?
Какие цветы расцвели первыми?
На каких деревьях раньше всего появились листья?
Как светит солнце?
Какое небо весной?

“Наблюдение за ящерицей”.

Цель: сформировать у детей представление о ящерице, учить видеть особенности ее внешнего вида. (Серая с черным узором по бокам, небольшого размера, с удлиненным телом; голова маленькая, шея подвижная, ноги короткие, тонкие; гибкий хвост, который в случае опасности может легко отломиться). Формировать представления об особенностях поведения (быстро бегает, юркая, питается насекомыми, ягодами, плодами). Рассказать детям о связи между условиями и образом жизни ящерицы в природе и условиями, необходимыми в террариуме. Воспитывать уважение и бережное отношение к природе.

Читать еще:  Лечение аквариумных рыб от микобактериоза (туберкулеза).

Вопросы к детям:

Какие особенности внешнего вида ящерицы вы знаете?
Как передвигается ящерица?
Чем она питается?
Как ведет себя, увидев опасность?

После наблюдения прочитать книгу “О тех, кого не любят”. (М.Д. Махлин).

Список используемой литературы:

  1. Веретенникова С.А. “Ознакомление дошкольников с природой”. – М.: “Просвещение”, 1980.
  2. Васильева А. И. “Учите детей наблюдать природу”. – Мн.: “Нарасвета”, 1972.
  3. Грехова Л.И. “В союзе с природой” – учебно-методическое пособие, М.: “ЦГЛ”, 2002.
  4. Иванова А. И. “Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений”.– М.: ТЦ “Сфера”. 2004.
  5. Ковинько Л.В. “Секреты природы – это так интересно”, – М.: “Линка – пресс”, 2004.
  6. Лучич М.В. “Детям о природе”. – М.: “Просвещение”, 1989.
  7. Николаева С. Н. “Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средней и старшей группы детского сада”, кн. для воспитателей детского сада. – М.: “Просвещение”, 2004.
  8. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. “Прогулки в природу”, М.: “Просвещение”, 2003.

Наблюдения за изменениями в природе осенью (окружающий мир, 2 класс)

Изменения в погоде и окружающей среде

Перемены в природном мире начинают происходить в то время, когда летние знойные дни сменяются осенней прохладой. В результате флора и фауна понимают, что приближаются холода, а к ним нужно успеть подготовиться.

Перемены в природе

Осенью опускается температура, становится прохладнее. Все чаще стоит пасмурная погода. Ветер меняет направление, усиливается и становится временами порывистым. Это приводит к непогоде и осадкам. Иногда бывает постоянный моросящий дождь и слякоть, что приводит к ухудшению настроения людей, а порой случаются ливни.

Сентябрь — пора уборки урожая. Растения убираются, собираются семена для посадки на следующий год. Еще пока цветут цветы, которые не боятся морозов.

В середине осени — октябре — появляются различные циклоны, возможен дождь со снегом и даже можно увидеть туман. Это явление происходит из-за перепада температуры, когда формируется густое и плотное облако над землей, воздух достаточно прогревается, туман рассеивается, а влага выпадает на землю в виде росы или инея.

Помимо этого, в осеннее время года можно наблюдать следующие природные явления:

  • Осенний ледоход. Он происходит, когда уменьшается температура поверхности воды и образуется первый тонкий лед.
  • Гололед — формирование льда на дороге. Это обычно случается при резкой смене погоды: дождь не может превратиться в снег, превращается в наледь.
  • Рано утром на траве может появиться иней — частички застывшей росы.

Растения и животные

Осень необходима всем живым существам. Они должны успеть подготовиться к зимним холодам. Сначала в природе на перемену погоды реагируют растения. Трава и листья желтеют, а после засыхает и увядает. Из цветов остаются только те, что не боятся осенних холодов.

Деревья начинают менять свой окрас. В октябре листва приобретает желтый, оранжевый, красный и бордовый оттенки. Все это очень красиво. Например, липа в солнечные дни выглядит особенно нарядно. На фоне синего неба ее желтая листва переливается золотым. Когда листья опадут, на этом дереве останутся висеть орешки, которые станут припасами маленьких зверьков.

Постепенно листья засыхают и опадают. Листопад — уникальнейшее природное явление, когда у деревьев появляется возможность отдохнуть и накопить новые силы. Теперь им нужно меньше влаги, да и без листвы на ветках не будет сильно скапливаться снег, что уменьшит риск их повреждений. В период опадания листвы еще стоят теплые денечки.

Звери тоже не сидят без дела. Им обязательно нужно подготовиться к холодной и голодной зиме, если им не удастся это сделать, они вряд ли смогут выжить. Белки, бурундуки, мыши пополняют кладовые. Можно увидеть, как они собирают и прячут в дуплах или норках орешки, желуди, зерна. Звери, которые на зиму впадают в спячку, усиленно питаются, накапливают жир. Часть зверей ближе к концу осени меняют цвет шкурки, например, зайцы. Это помогает им спрятаться от хищников. У многих зверьков шерстка становится гуще, чтобы защитить их от лютых морозов.

Насекомых осенью практически не встретишь. Часть из них впадают в спячку, кто-то укрывается под землей, а какая-то часть из них в коре деревьев и под опавшими листьями.

Перелетные птицы готовятся к перелету в теплые края. Там они зимуют, а весной будут возвращаться домой. Часть птиц остается на зимовку. Некоторые из них подготавливают гнезда к появлению будущего потомства, ведь есть пернатые, у которые птенчики появляются зимой.

Систематизация знания

Одним из первых научные наблюдения за природой стал вести Карл Линней. Это интересный и полезный процесс, который помогает детям научиться следующему:

  • анализировать, сравнивать и систематизировать информацию;
  • развивает внимательность к деталям и чувство прекрасного;
  • позволяет определить признаки осени.

На окружающем мире во 2 классе, помимо изучения живой и неживой природы, дети учатся вести дневник наблюдений.

Осенью в природе происходит множество изменений, которые нужно отметить и описать, как проявляются эти перемены, как связаны с погодными условиями.

В дневник записывают время светового дня, отмечают температуру, осадки, трансформации в окружающем мире и другие наблюдения за осенью. Во 2 классе такие сведения помогают детям не только составить рассказ или написать сочинение о природных изменениях, но и справиться с тестом по теме.

Наблюдения в природе

Наряду с уроками учебная работа в школе проводится в форме экскурсий. Слово экскурсия ( excursio ) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними.
Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы. В этом отношении они выполняют следующие функции:
1) с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся, как отмечено выше, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями;
2) экскурсии позволяют повышать уровень научности обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой;
3) экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве;
4) экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и в ознакомлении их с трудом работников промышленности и сельского хозяйства.
В учебных программах по каждому предмету должен устанавливаться обязательный перечень экскурсий и их содержание. С этой точки зрения все проводимые в школе экскурсии условно делятся на несколько видов.
I . Производственные экскурсии. Эти экскурсии планируются в курсах физики, химии, математики, экономической географии. Они предполагают посещение учащимися предприятий, сельскохозяйственных объектов, новостроек и т. д. Производственные экскурсии помогают изучению основ современного производства и способствуют расширению технического кругозора и трудовому воспитанию учащихся.
II . Естественно — научные экскурсии. Они проводятся для углубления знаний по таким предметам, как ботаника, зоология, география, и др. Это экскурсии в поле, в лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк и т. д.
III . Историко-литературные экскурсии. Это экскурсии, которые проводятся по литературе и истории и предполагают выходы в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов и т. д.
IV . Краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края.
V . Комплексные. Это такие экскурсии, которые проводятся по нескольким предметам одновременно.
Однако классификация учебных экскурсий проводится также в зависимости от того, какие дидактические задачи решаются в процессе проведения. С этой точки зрения выделяются два типа экскурсий. Экскурсии первого типа служат средством изучения нового материала учащимися, экскурсии второго типа используются для закрепления того материала, который предварительно изучен в классе. Например, при изучении темы « Особенности водоема. Растения и животные водоема. Влияние деятельности человека на водоем » экскурсия может проводиться с целью осмысления и усвоения нового материала. Учащиеся под руководством учителя выходят к водоему, и он им объясняет основные вопросы, какие растения и какие животные находятся в водоеме, каково влияние деятельности человека на водоем, что такое водоем. Как видим, основная задача данной экскурсии состоит в том, чтобы наглядно сообщить учащимся новые знания.
Но по этой же теме экскурсия может быть проведена и в другом плане. Учитель, пользуясь картинами и схемами, излагает все эти вопросы на уроке, а затем организует с учащимися экскурсию к водоему с целью закрепления изложенного на занятиях материала.
При проведении экскурсий важнейшая задача состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала. Решению этой задачи должна быть подчинена методика экскурсий.
В общем плане эта методика включает в себя:
1) подготовку экскурсии;
2) Выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий;
3) обработку материалов экскурсии и подведение ее итогов.
Каждая экскурсия должна быть определенным образом подготовлена. Прежде всего, следует определить и изучить место экскурсии. Если экскурсия проводится в природу, то накануне надо побывать на месте экскурсии, наметить объекты изучения, направления передвижения экскурсантов, определить возможности экскурсионных сборов, продумать, а затем и подготовить оборудование, которое необходимо для работы на экскурсии. На месте экскурсии следует очень тщательно изучить возможности сборов в природе и соответственно продумать оборудование. Без ущерба для природы можно собрать опавшие листья, шишки хвойных растений, часть опавших плодов, кусочки коры мертвого дерева, выкопать сорняки для следующего урока и гер баризации, собрать насекомых вредителей, поврежденные ими части растений и т. д. Если экскурсия проводится в музей, заповедник или еще куда-либо, также необходимо предварительно посетить эти организации, чтобы определить, какие экспозиции более интересны детям и их следует изучить на экскурсии, договориться с экскурсоводом или самому вести экскурсию. Если экскурсию будет вести экскурсовод, необходимо согласовать с ним ее продолжительность, содержание исходя из учебных целей, некоторые особенности ведения экскурсии, учитывающие возрастные особенности детей.
Следующий этап — это сама экскурсия. Она начинается с вводной беседы, в которой сообщается тема экскурсии, ее цель, коротко выясняется, что учащимся известно по данной теме. Последнее важно, так как позволяет установить связь новых знаний с уже известными детям, установить научную точность этих знаний. Если экскурсия запланирована как иллюстративная, то учитель или экскурсовод детей от объекта к объекту и, используя метод рассказа, передает учащимся необходимую информацию. По ходу экскурсии дети по заданию экскурсовода или по своей инициативе могут делать записи. В конце экскурсии делается вывод. Положительной стороной такой экскурсии является то, что за время экскурсии учащиеся получают достаточно большое количество новой информации, знакомятся с большим количеством объектов. Однако при подготовке такой экскурсии экскурсоводу надо подбирать довольно большой объем материала, учебная результативность такой экскурсии невелика. Деятельность детей здесь чисто репродуктивная. Полученные таким образом знания быстро забываются. Нередко уже к следующему уроку дети не могут вспомнить и необходимые подробности изученных на экскурсии объектов. Проведение такой экскурсии не представляет особой методической сложности.
Рассмотрим подробнее методику проведения исследовательской экскурсии. Ход исследовательской экскурсии во многом напоминает ход предметного урока и может быть представлен в следующей схеме.
1). Учащимся или группам детей указываются объекты или объект для наблюдения.
2). До сведения экскурсантов доводятся задания, по которым пойдет исследование объектов. Они распределяются между учащимися в зависимости от запланированной организации их деятельности. В практике проведения экскурсий первый и второй этапы выполняются в тесной взаимосвязи, часто одновременно. Задания должны быть сформулированы очень четко, без лишних слов.
3). Самостоятельная работа учащихся по изучению объекта. На этом этапе ведущим является метод наблюдений. Как и на предметном уроке, эта деятельность детей не должна быть оставлена без внимания учителя. Может возникнуть необходимость дать дополнительные разъяснения по заданиям всем или отдельным учащимся, заменить объекты исследования, оказать помощь в сборах и т. д.
4).Обсуждение результатов самостоятельной работы. Оно может протекать по-разному. Если экскурсия проводится как фронтальная, то обсуждение результатов самостоятельной работы проводится после выполненного каждого задания. Если учащиеся выполняют сразу несколько одинаковых заданий и организованы по группам, то в коллективном обсуждении от групп могут выступить отдельные учащиеся. В этом случае по наблюдаемым объектам формируется общее знание. Если у групп были разные задания и по разным объектам, каждая группа доводит до сведения других групп свои исследования. При этом очень важно, чтобы дети не только рассказывали о результатах самостоятельной работы, но и подтверждали их демонстрацией наблюдаемых объектов, создавали возможности для других групп выполнить фрагментарно некоторые наблюдения.
5). Обобщение и формулировка вывода.
Если на экскурсии предусмотрены сборы, то они могут быть выполнены в конце экскурсии или по ее ходу, по мере выполнения заданий.
Домашнего задания после экскурсии может и не быть. Но классу можно предложить выполнить соответствующее задание в рабочих тетрадях, провести аналогичные наблюдения в другом месте, дополнить наблюдения на экскурсии другими наблюдениями за объектами, которых не было на места экскурсии.

Читать еще:  Дубовые листья в аквариуме

Естествоведческие экскурсии, особенно в младших классах, большей частью содержат наблюдения за природой.

На экскурсиях путем чувственного восприятия отдельных предметов и явлений природы накапливаются у детей представления о них. Выделяя общие признаки, учитель помогает детям составить затем природоведческие понятия. Без руководства учителя представления детей могут сложиться неправильно, неправильными будут и понятия, а следовательно не будет и знаний о природе. Малышам часто читают о «сороке — белобоке», но они или не узнают ее на картинке или всякую птицу с белым и черными оперением называют «сорокой -белобокой». Что это значит? Детям не было дано чувственного восприятия предмета (сороки) т. е. Они не видели птицу (или чучела или хотя бы хорошей красочной), не было обращено внимание детей на форму тела птицы, на ее посадку, сравнительную величину (сравнивают всегда с другой знакомой детей птицей) и на ее оперение (детально по части тела). Слово не ассоциировалось с действительным предметом. Если бы с детьми была проведена работа (в данном случае — беседа), у них сложилось бы правильное представление о сороке, и они не называли бы других птиц сорокой.

Наблюдение над природой имеют большое значение для развития речи детей. Природоведческие понятия требуют точного определения, соответствующего слова или выражения, что достигается посредством вводных и итоговых бесед, и привыкают видеть за словом содержание.

Как наблюдать за природой весной: 7 экспериментов с детьми

Юным натуралистам: инкубатор для головастиков и наблюдения за птицами

  • Секреты хвойных деревьев
  • Как птицы выводят птенцов
  • Когда наблюдать за лягушками
  • Как пчелы делают мед
  • Как растения пьют воду

Героиня книжки «Круглый год» девочка Майя — очень любознательная и много времени проводит на природе. Что же она видит такого, чего не замечают городские дети, которых всюду возят на машине? Как красные и желтые шишки на сосне становятся коричневыми, как головастики превращаются в лягушек и даже как растения пьют воду. Вот подсказки для родителей, что показать детям и о чем поговорить с ними весной — в лесу, в поле и даже в парке.

Секреты хвойных деревьев

Что находится под корой? С засохшего дерева или старого пня легко сковырнуть немного коры. Под ней ты увидишь, как по своим делам спешит множество шустрых членистоногих: сороконожки, пауки, мелкие насекомые — жучки или муравьи. На стволе под корой виднеется узор из дорожек, проделанный вредителями.

Читать еще:  Как приготовить воду для нереста мягководных рыб: неонов, расбор, барбусов и других

Прислушайся к шишкам! В тихий безветренный день, когда зима уже на исходе, Майя слушает, как пощелкивают сосновые шишки. Их семена созрели и теперь выскакивают наружу. Благодаря маленькому крылышку семечко сосны отлетает в сторону и приземляется там, где есть место для нового дерева.

Откуда берутся шишки? И у сосны, и у ели есть женские и мужские шишки. Пыльца с желтой мужской шишки попадает на красную женскую; она растет и постепенно зеленеет. Потом шишка становится коричневой: семенам пора отправляться в путь. Еловые шишки созревают в течение года. А вот шишкам сосны одного года мало — им нужно целых два.

Как птицы выводят птенцов

Почему поют птицы? «Какие прекрасные звуки!» — подумала Майя, услышав пение птиц. На самом деле пение для самца — это брачные позывные, способ привлечь внимание самки. Так он приманивает ее на свою территорию.

Когда самец встречает самку, они спариваются и строят гнездо. При этом самец продолжает петь, чтобы предупредить остальных: вам здесь не место! А когда птенцы вылупляются из яиц, самец замолкает: нельзя привлекать к гнезду других животных, это опасно для малышей. Маленькие птицы сидят на яйцах около трех недель. Сначала самец приносит пищу самке, а потом — вылупившимся из яиц птенцам. А их необходимо кормить несколько раз в течение часа.

Птицу подстерегает много опасностей — она может стать жертвой хищника или погибнуть от непогоды, голода и болезней. Продолжительность жизни маленьких птичек — малиновки, синицы, воробья, лазоревки — от одного года до трех лет. Чем крупнее птица, тем дольше она живет.

Спящие птицы не падают с дерева. Засыпая, птица не падает с дерева, потому что мышцы ее ног сокращаются, сухожилия натягиваются и когти сжимаются. Во время сна птица не может выпрямить ноги, поэтому когти не выпускают опору. Просыпаясь, она приподнимает тело, сухожилия расслабляются, и замОк «расщелкивается».

Когда наблюдать за лягушками

Как появляются лягушки. Весна — время лягушек. В апреле их кваканье раздается из канав и болот. Самец прыгает самке на спину и крепко цепляется за нее. Другие самцы пытаются его столкнуть.

Яйца оплодотворяются сразу, как только самка откладывает их в воду. Каждое яйцо помещается в оболочку из желе, которая распухает, придавая яйцам шаровидную форму. Через несколько дней в центре яйца появляется черная точка. Это зародыш будущего лягушонка.

Спустя три недели в воде начинают шнырять головастики с жабрами на шее. Они быстро растут, жабры у них исчезают: появляются легкие, потом задние лапы, а следом за ними — передние; и на тех и на других есть перепонки. Вскоре хвост у головастиков отмирает, и они превращаются в маленьких лягушат, которые перебираются из воды на сушу.

Что едят лягушки. Маленькие головастики объедают молодые водоросли. Повзрослев, они переходят на растения и останки мертвых животных. Лягушки любят насекомых, червей, а на мух охотятся при помощи своего длинного липкого языка.

Как сделать инкубатор для головастиков. Положи немного лягушачьей икры в большую стеклянную банку. Налей туда воды из водоема, где была икра, добавь песка и растений. Не забывай менять воду!

Головастики быстро растут, их надо выпустить на волю, когда у них начнут появляться лапки.

Как пчелы делают мед

Каких только цветов не бывает на свете! Они сразу привлекают наше внимание, хотя мы цветам безразличны. Их цель — приманить насекомых. Насекомые перелетают с цветка на цветок. Пыльца застревает на их чешуйчатых тельцах и попадает на другие цветки — так растения размножаются.

Цветы приманивают растения цветочным соком — нектаром. Говорят, что пчелы приносят мед. На самом деле это не так. Пчелы делают мед из нектара, который перерабатывают у себя в желудке — но только в особом, предназначенном исключительно для этого. Из желудка мед попадает в соты, куда его аккуратно складывают другие пчелы. Звучит неаппетитно, думает Майя, но вообще мед полезный и вкусный!

Пчела счищает крупинки пыльцы со своего тельца и, добавляя немного нектара, скатывает их в комок, который затем помещает в корзину для пыльцы между волосками у задних лап. Если понаблюдать за пчелой, можно увидеть, как она это делает.

Весной пчелу больше всего привлекают мать-и-мачеха, верба и, конечно, все фруктовые деревья.

В это время года у Майи всегда насморк — это аллергия на цветение. Многие люди очень чувствительны к пыльце, у них начинается сыпь, а иногда даже экзема и астма.

Как растения пьют воду

Чтобы распустились листья на сломанной ветке, ее надо поставить в воду. Цветам и деревьям требуется много воды. Жарким летом средней величины береза потребляет от 400 до 600 литров в день. Но как же вода добирается из корней до самой верхушки дерева? В каждом листочке есть крошечные отверстия, через которые испаряется влага. По стволу и ветвям вода достигает листвы, чтобы восполнить испарившийся запас жидкости; для этого от корней до кончиков листьев внутри дерева тянутся непрерывные каналы. Хотя все равно никто не знает наверняка, почему вода идет снизу вверх!

Опыт с кувшинкой. Возьми лист кувшинки с ножкой. Положи его в воду и подуй через ножку, как показано на рисунке. Воздух будет подниматься наверх и выходить через крошечные отверстия на поверхности листа (ты заметишь это по пузырькам). Так по растению проходит и влага, распространяясь внутри него по тончайшим трубочкам.

Опыт с тюльпаном. Поставь белый тюльпан в банку с водой и добавь туда немного зеленого пищевого красителя. Через пару часов на цветке покажутся зеленоватые прожилки. Вода из банки поднимается вверх, к цветку.

Опыт с березой. Оберни ветку березы пакетом и замотай веревкой. Вскоре изнутри на пакете появятся капельки воды. Это и есть та самая влага, которая испаряется через маленькие отверстия в листьях.

Статья предоставлена издательством Albus Corvus

Источники:

http://urok.1sept.ru/articles/611743

http://nauka.club/okruzhayushchiy-mir/nablyudeniya-za-osenyu.html

http://www.sites.google.com/site/estestvoznanie20102011/metodika-prepodavania-estestvoznania-v-nacalnoj-skole/nabludenia-v-prirode

http://www.7ya.ru/article/Kak-nablyudat-za-prirodoj-vesnoj-7-jeksperimentov-s-detmi/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector