1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гитлерюгенд: Бальдур фон Ширах — человек, укравший детство

«Гитлерюгенд»: Бальдур фон Ширах — человек, укравший детство

Членство в «гитлерюгенде» формально не было обязательным. Но без него об учебе в вузе или военном училище и думать было нечего. «Гитлерюгенд» был распущен союзниками сразу после разгрома Германии.

Бальдур фон Ширах после заключения

В течение всего двух-трех лет Бальдур фон Ширах (Baldur von Schirach) превратил «гитлерюгенд» в крупнейшую в Германии массовую организацию, в которую добровольно или принудительно влились все молодежные союзы и клубы Германии (за исключением марксистских, еврейских и религиозных). Членство в «гитлерюгенде» формально не было обязательным. Но без него об учебе в вузе или военном училище и думать было нечего.

Фон Ширах и «гитлерюгенд«

Структура «гитлерюгенда» окончательно оформилась к 1938 году и удивительно напоминала структуру пионерской и комсомольской организаций. Было, правда, и принципиальное отличие: у национал-социалистов существовало разделение по половому признаку.

«Гитлерюгенд». Нюрнберг, 1938 год

Для девушек была создана особая организация: «Bund deutscher Mädel» («Союз немецких девушек»). Девушек готовили к тому, чтобы выполнить свой священный долг перед народом и партией — родить будущих солдат. Многодетные матери пользовались в гитлеровской Германии особым почетом. Их награждали орденами, присваивали звание «мать-героиня». Впрочем, девушек учили не только ведению домашнего хозяйства: они занимались спортом и стрельбой, осваивали на политзанятиях азы национал-социалистической идеологии.

Что же касается мальчиков, то в десять лет они вступали сначала в младшую возрастную группу «гитлерюгенда» — «Jungvolk» («Юные ребята»). Церемония приема десятилетних немецких мальчишек была приурочена в «третьем рейхе» ко дню рождения Гитлера — 20 апреля. Каждый кандидат обязан был знать слова нацистского гимна, принять участие в турпоходе с ночевкой, пробежать 60 метров за 12 секунд и принести присягу на верность родине и фюреру.

Кроме того, тщательно проверялась семья кандидата: лояльна ли она политически и чиста ли в расовом отношении? В четырнадцать лет немцы принимались уже в старшую группу «гитлерюгенда», сдав предварительно экзамены по истории партии и выполнив определенные спортивные нормы.

«Это счастье — быть частицей масс!»

Фон Ширах очень хорошо понимал, чем можно привлечь юношей и девушек. Детям рабочих и мелкой буржуазии стало доступно то, что еще совсем недавно было почти исключительно привилегией более обеспеченных слоев населения: поездки по всей стране, турпоходы, коллективные просмотры спектаклей и кинофильмов, занятия музыкой, живописью, художественной самодеятельностью, авиамоделированием в клубах и кружках, летние лагеря.

«Молодежь — это социализм!» — так звучал один из популярных лозунгов НСДАП. И это были не просто слова. Как говорил в одном из своих выступлений фон Ширах, «всюду, где развеваются знамена »гитлерюгенда», каждый юный немец найдет друзей, братьев и сестер, связанных единой верой, единым мировоззрением. Это счастье — быть частицей масс!»

Барабанщик в форме «гитлерюгенда»

Монолит государства, единство партии, народа и вождя были фундаментальными ценностями национал-социалистической идеологии. «Фольксгемайншафт», — так называли национал-социалисты свою Германию. Это понятие можно перевести примерно как «всенародное сообщество». В период тяжелейшего экономического кризиса двадцатых годов растерянный немецкий обыватель, оказавшийся неспособным справиться с трудностями, очень остро ощутил свою неполноценность как личность.

Это чувство усиливал также, если можно так выразиться, государственный комплекс неполноценности. Версальский мирный договор поставил Германию в унизительное положение: она потеряла часть территории, платила огромные репарации, ей запрещалось иметь свою военную авиацию, танки, сильный военный флот. А нацисты, взывая к расовому сознанию, предлагали соблазнительный выход из личностного кризиса. Ощущение себя частицей целого, чувство принадлежности к нации и государству, желание врасти в коллектив, — все это должно было стать неотъемлемыми чертами «нового человека».

Вот эти мечты вождя и воплощал в жизнь фон Ширах. Он устраивал спартакиады и олимпиады, организовывал военно-спортивные игры. Военно-патриотическое воспитание играло очень важную роль в «гитлерюгенде» и в школе. Немецкие мальчишки оказались отлично подготовленными к роли пушечного мяса. После нападения на Польшу сотни тысяч юношей из «гитлерюгенда» подали заявления об отправке добровольцами на фронт. Работа фон Шираха приносила свои плоды.

Однако, как это ни парадоксально, именно война положила конец стремительной карьере фон Шираха. И не только потому, что в дела, которые до сих пор относились к его компетенции, все чаще вмешивались командование вермахта и СС.

Похоже, что фон Ширах, обожествлявший Гитлера и веривший каждому его слову, действительно думал, что фюрер мечтает лишь о мирном завоевании жизненного пространства. Поэтому он развернул перед самой войной так называемую «кампанию по укреплению взаимопонимания между народами». Обменные поездки в Италию немецкие юноши и девушки совершали уже давно, но фон Ширах начал посылать делегации «гитлерюгенда» также в Англию и Францию. А юные французы и англичане стали приезжать в Германию, в летние лагеря труда и отдыха.

Сам же Гитлер давно уже думал о войне. И когда она началась, стало ясно, что «кампания взаимопонимания» провалилась. Но что еще хуже было для фон Шираха, он явно переставал угадывать желания и намерения фюрера. Да и Гитлер как будто начал охладевать к своему любимому ученику.

Контекст

1 октября 1946 года были вынесены приговоры в рамках первого в истории судебного процесса над руководителями преступного государства. Кто оказался на скамье подсудимых и в чем их обвиняли? (01.10.2016)

Недавно найденные дневники Альфреда Розенберга, одного из главарей нацистского «третьего рейха», теперь будут доступны общественности. DW рассказывает их историю. (19.12.2013)

Гитлеру, конечно, донесли, что в ноябре 1938 года, после «хрустальной ночи» погромов и сожженных синагог, фон Ширах запретил членам «гитлерюгенда» участвовать в подобных «позорных», как он выразился, акциях. Фон Ширах вообще-то сам был антисемитом и позже участвовал в депортации австрийских евреев в концлагеря, но открытого насилия как-то. стеснялся.

Гауляйтер Вены

Возможно именно это (а вовсе не интриги завистников) и было главной причиной перевода фон Шираха с поста «вождя молодежи рейха» на куда менее значительный пост гауляйтера (губернатора) Вены. К этому времени уже вся верхушка партии знала, что организаторский талант фон Шираха, которым еще недавно все так восхищались, на самом деле ограничивается составлением сценариев для грандиозных массовых шествий. От практической работы фон Ширах отлынивал, перекладывая ее на плечи своих заместителей. Один из них — Артур Аксман (Arthur Axmann) — и был назначен в августе 1940 года руководителем «гитлерюгенда» вместо фон Шираха.

При Аксмане милитаризация молодежной организации «третьего рейха» пошла семимильными шагами. Подростки, которых не брали на фронт, вставали на место отцов на заводах и в больницах, на почте и железной дороге, собирали металлолом и макулатуру, одеяла и теплую одежду для солдат, помогали эвакуироваться старикам и женщинам, когда военные действия приблизились к границам Германии.

В июне 1944 года, после высадки западных союзников в Нормандии, боевое крещение приняла специально созданная из закаленных в боях фронтовиков и необстрелянных юнцов танковая дивизия «Гитлерюгенд». И в первый же месяц дивизия потеряла 20 процентов личного состава. Фон Ширах, кстати, выступал против формирования этой дивизии, но влияние свое уже практически утратил. К его мнению не прислушались.

А ведь именно фон Ширах еще совсем недавно учил подрастающее поколение: «Чем больше жертв принесено за идею, тем дольше она будет жить!» Кроме того, хотя летом 1944 года он и протестовал против отправки подростков на фронт, но уже осенью с привычным рвением выполнял приказ фюрера о формировании отрядов «фольксштурма» — народного ополчения.

Дети и старики были последним резервом Гитлера. Сотни их пали в боях за Вену, обороной которой руководил фон Ширах. Девочки подносили тяжелые снаряды артиллеристам. Уже когда бои шли на улицах города, в разных концах его видели мальчишек из «гитлерюгенда» на обвешанных гранатами велосипедах. По свидетельствам очевидцев, им даже удалось подорвать несколько советских танков.

Нюрнбергский процесс. Ноябрь 1945 года.

Сразу после окончания войны бывший лидер нацистской молодежи и гауляйтер Вены фон Ширах сдался американцам. В 1946 году Нюрнбергский трибунал приговорил его к 20 годам тюрьмы. От смертного приговора фон Шираха спасло раскаяние (похоже, искреннее) и то, что в последние годы войны его отношения с фюрером оставались натянутыми. Ухудшению отношений с Гитлером поспособствовала и жена фон Шираха.

В течение нескольких лет Бальдур и Генриетта фон Ширахи были частыми гостями в поместье Гитлера. Осенью 1943 года, перед тем, как в очередной раз приехать в «Бергхоф», фон Ширах побывал вместе с женой в Амстердаме. И там они случайно стали очевидцами того, как отправляли в концлагерь еврейских женщин. Потрясенная Генриетта решила рассказать об этом Гитлеру. Трудно сказать, что именно двигало ею: то ли желание «открыть глаза» фюреру, который, как она, наверное, думала, не знал о депортациях евреев, то ли что-то другое. Муж отговаривал ее, но Генриетта его не послушала.

Она рассказала Гитлеру о том, как эсэсовцы загоняли испуганных женщин в вагоны. Воцарилась мертвая тишина. Ни один из собравшихся гостей не решился произнести ни слова. Затем Гитлер взорвался. Он кричал: «Вы слишком сентиментальны, госпожа фон Ширах! Какое вам дело до амстердамских жидовок?! Я несу ответственность только перед своим народом!» Скандал был настолько серьезным, что утром фон Ширахам пришлось уехать из поместья. Кажется, Гитлер после этого вообще перестал приглашать их в гости.

Потеря благосклонности фюрера, однако, не поколебала преданности фон Шираха своему учителю и вождю. Несмотря на инцидент в Амстердаме, он исправно депортировал евреев из Вены.

«Я был одним из вас»

20 лет фон Ширах отсидел в берлинской тюрьме «Шпандау». Он вышел на свободу больным и полуслепым. Последние годы жизни фон Ширах провел в крошечном городке Крёв на Мозеле. Там он и умер в 1974 году. Найти его могилу на местном кладбище непросто, и по скромному надгробному памятнику не подумаешь, что когда-то фон Ширах вершил судьбы целого поколения юных немцев и дружил с фюрером. На могиле фон Шираха надпись: «Я был одним из вас».

«Гитлерюгенд», как и другие массовые организации «третьего рейха», был распущен союзниками сразу после разгрома Германии. Есть, конечно, старики, которые все еще с ностальгией вспоминают палаточные лагеря, походы, песни у костра, утренние линейки с поднятием флага, рапорты звеньевых. Но большинство сегодня согласны с тезисом, что у них украли детство.

Волшебник из страны игр. Как Дмитрию Агарунову удается угадывать желания самой сложной аудитории

Дмитрий Агарунов, глава ИД Gameland, начинал свой бизнес с торговли игрушками. Потом он занялся журналами для молодежи. Сегодня, чтобы удержать самых непостоянных читателей, Дмитрий вновь меняет бизнес. Автор статьи: Татьяна Борейко.

Читать еще:  Топ авторов обзоров сайта за все время

Помните трехмерную компьютерную игру в стиле экшен Doom? Мрачные коридоры подземного бункера, генетические уродцы, выскакивающие и нападающие на вашего героя из-за угла, щелчки перезаряжаемого дробовика, со скрежетом раздвигающиеся зубастые металлические двери. Такие же установлены при входе в офис ИД Gameland. Правда, входить в дом на улице Тимура Фрунзе можно без страха — внутри инфернальные монстры не прячутся. За «виртуальными» дверями — страна деловых игр, созданная 38-летним Дмитрием Агаруновым и его коллегами.

Офис Gameland организован по принципу open space. Здесь нет отдельных кабинетов для начальников, генеральный директор и тот работает в одном зале с подчиненными, а те ласково зовут его Димой, забывая в общении об управленческой иерархии.

Через полчаса разговора с Агаруновым с легкостью переходишь на «ты», узнаешь, что большую часть времени он теперь живет в Израиле, по выходным любит кататься на мотоцикле, заниматься домом и семьей, а в будни увлечен делом — создает медийные продукты для таких же энтузиастов и с такими же энтузиастами, как и он сам. Впрочем, легкость в общении — тоже для дела. Если открыт миру, уверен Агарунов, гораздо проще понять, что нужно от тебя людям, и подготовить продукт, который им необходим.

«Агарунов самостоятельно создал свой бизнес, не имея за спиной никакого известного и опытного медийного партнера, — отмечает Евгений Абов, вице-президент Гильдии издателей периодической печати (ГИПП). — В этом ему помогли незаурядная целеустремленность и потрясающая интуиция, без которых вообще невообразим издательский бизнес. Он мыслит на два шага вперед, подстраивается не под то, что происходит сегодня или творилось вчера, а под завтрашнюю медийную среду и читательские потребности. Иными словами, он умеет готовить почву для своего завтрашнего присутствия на медиарынке».

Игорь Пискунов, директор по рекламе Gameland, говорит, что работать с Дмитрием очень легко, хотя он и сложный человек. «Агарунов дает абсолютную свободу в рамках наших ценностей, принципов, бюджета и годовых целей. Он никогда не вмешивался в мою работу — продажу рекламы. Я даже не могу сейчас вспомнить, что мне приходилось последний раз с ним согласовывать».

Дмитрий Агарунов:

Родился в 1968 году.

Образование: 3 курса МГТУ имени Баумана, факультет «Автоматизация машиностроения», проходил обучение на предпринимательских программах в Стенфорде, MIT, прошел программу бренда и корпоративной религии в Стокгольмской школе экономики.

Бизнесмен от рождения

В 1986 году Агарунов приехал из родного Ярославля в Москву поступать в МГТУ имени Баумана. Окончив третий курс, он бросил институт и занялся бизнесом — диплом инженера в разваливающемся государстве потерял свою актуальность. Впрочем, делать деньги Агарунов научился еще в детстве. Шестилетним мальчишкой собирал подорожник и сдавал его в аптеку по рублю за килограмм, в старших классах летом подрабатывал на Ярославском заводе топливной аппаратуры, в армии приторговывал жвачкой. А распрощавшись с институтом, основал собственное дело.

Дмитрий занял у друзей $ 700 и купил на них в Китае дефицитный для России товар. Летом 1992 года предприниматель открыл секцию игрушек Gameland компании «Агарун Компани» в универмаге на Новом Арбате. Дело быстро пошло благодаря большому спросу на чрезвычайно популярные у детей в то время техногенные трансформеры, низкие издержки на закупку товара в Китае и удачное расположение торговой точки. Вскоре магазинчик поменял специализацию — китайских роботов-трансформеров заменили на компьютерные игры, а к 1996 году у Gameland уже была целая сеть из четырех торговых точек в Москве и одной в Санкт-Петербурге. Выбор нового продукта был не случайным. Агарунов признается, что сам «болел» компьютерными играми. «Он обожает все, что касается новых технологий, в том числе интеллектуальных, управленческих», — характеризует Агарунова Игорь Пискунов.

Спустя некоторое время Агарунов осознал, что в магазинах практически нет новых клиентов, потенциальные покупатели просто не знали о существовании современных видеоигр, а значит, дальнейшее расширение бизнеса невозможно. Чтобы привлечь новых покупателей, надо было давать рекламу. В то время практически не было медианосителей, которые бы четко «били» на узкую целевую аудиторию — геймеров, покупателей легальных современных видеоигр. Правда, генеральный директор ИД «Компьютерра» Дмитрий Мендрелюк утверждает, что Агарунов давал рекламу в его журнал «Мир Игрушек», еще когда управлял отделом в универмаге на Новом Арбате. И все же Агарунов решил поменять статус рекламодателя на статус издателя и самостоятельно выпустить журнал для таких же фанатов компьютерных игр, как он сам.

Агарунов вспоминает, что многие издатели крутили пальцем у виска, когда он приходил к ним с предложением создать специализированный журнал: мол, рынка компьютерных игрушек в России никогда не будет. «И где теперь эти люди, — смеется он, — большинству из них пришлось закрыть свои издания». Зато «Страна игр», запущенная Агаруновым в феврале 1996 года, существует до сих пор. Первый номер был напечатан тиражом 5 тысяч экземпляров и распродан за несколько недель. Затем тираж рос на 5 тыс. ежемесячно и уже через год достиг 80 тысяч экземпляров. Таким он остается и по сей день. Аудитория «Страны игр», выходящей раз в две недели, составляет 391,3 тысяч человек по России — в два раза больше, чем у одного из немногих ощутимых конкурентов «Страны игр» ежемесячника Game.exe (ИД «Компьютерра») — 215,4 тысяч человек (данные TNS Gallup Media за декабрь 2005 — апрель 2006), который, к слову, закрылся в середине лета. Виктор Зуев, заместитель главного редактора журнала PC Gamer (ИД Mediasign), который когда-то работал в компании Агарунова, говорит, что у «Страны игр» в отличие от неудачливого конкурента положение стабильное благодаря тому, что в Gameland чувствуют ситуацию на рынке. «Страна игр», ориентированная на массовый рынок с ЦА, состоящей из тинейджеров, играющих в приставки, всегда приносила издательству ровный доход», — отмечает Зуев.

Зимой 1998 года прибыль журналов (к тому времени компания издавала еще и журнал Official PlayStation) намного превосходила прибыль розницы. Торговля находилось все в менее привлекательном положении: пиратство и высокие цены на аренду сделали магазины малоприбыльными. Тогда Агарунов решил, что развитие именно медиабизнеса является наиболее перспективным и приоритетным. Однако кризис 1998 года едва не свалил с ног бизнес Gameland. Вместе с банком СБС-АГРО были похоронены все оборотные средства, и осенью 1998 года компания оказалась на гране банкротства: долг зарубежным поставщикам достиг $ 600 тыс., в распоряжении Gameland оставалось всего $ 20 тыс.

Gameland:

Дата основания: 1992 год. Вид деятельности: Издательский дом. Издания: «Страна игр», «РС Игры», «Хакер», «Хакер спец», «Железо», «Лучшие цифровые камеры», «Мобильные компьютеры», SYNC, «Хулиган», Total DVD, DVD Эксперт, DVD Guide, ON Board, Mountain Bike Action, Total Football, Maxi Tuning, «Свой Бизнес».

«Энтузиасты для энтузиастов»

Кризис в бизнесе и личные переживания изменили Агарунова. Он стал интересоваться своими корнями, обратился к религии. В 2003 году Дмитрий разработал корпоративные ценности для своей компании — Влияние, Забота, Взаимоотношения, Духовность, а главной задачей для себя и своих сотрудников сделал «заботу о людях».

Дела духовные помогли наладить дела материальные: магазины Gameland были закрыты, торговлю перевели в Интернет, все имеющиеся деньги вложили в журнал «Страна игр», перевели его из формата ежемесячника в формат журнала, выходящего раз в две недели, достигли договоренности об отсрочке платежа с кредиторами. И наконец, в феврале 1999 года запустили третий журнал для компьютерных энтузиастов — «Хакер». Он, так же как и «Страна игр», окупился с первого номера и стал дополнительным источником дохода для компании.

Так компания Gameland трансформировалась в издательство, выбрав бизнес-модель «энтузиасты для энтузиастов». «Во всем мире журналы special interest, по сути — издания для энтузиастов, успешны и востребованы читателями, — утверждает Агарунов. — В последнее время на западном рынке наметилась тенденция «ухода» от general interest к special interest журналам. Энтузиасты — это большая, «отборная» аудитория по-настоящему увлеченных людей, и они готовы тратить много времени и денег на свои интересы». А медиа, уверен предприниматель, нужно давать информацию увлеченным людям об их хобби и шанс общения с единомышленниками. В 2002 году ИД выпустил первые некомпьютерные журналы: для «увлеченных предпринимателей», как характеризует издание сам Агарунов, — «Свой бизнес» и мальчиковый журнал формата general interest «Хулиган».

Однако если в сегменте изданий для молодых энтузиастов Агарунову удалось достичь высоких показателей, то бизнес-издание вышло не ахти. Сам Агарунов очень трепетно относится к этому проекту, говорит, что «все деловые журналы публикуют поверхностную информацию», и называет Harvard Business Review «скучным» — «от них засыпаешь после двух страниц чтения». Однако «Свой бизнес» в нише деловых СМИ остается одним из аутсайдеров. Да и издатели деловых журналов с Агаруновым не соглашаются. Так, Леонид Бершидский, главный редактор журнала Smart Money (ИД Independent Media-Sanoma Magazines), пренебрежительно относит «Свой бизнес» к журналам третьего эшелона.

Весной 2002 года Агарунов за $ 2 млн. продал 20% акций Gameland шведскому инвестиционному фонду Mint Capital. Как отмечает бизнесмен, в итоге за четыре года (2001-2005) обороты и прибыль издательства утроились, были запущены 12 новых журналов: Total DVD, DVD Эксперт, DVD Guide, «Железо», «РС Игры», «Лучшие цифровые камеры», «Мобильные компьютеры», «Неон», Onboard, Mountain Bike Action, Cybersport, Sync. К тому же приобретение новых партнеров привело к оптимизации бизнеса — в 2005 году в Gameland закрыли несколько не приносивших прибыль журналов, в том числе журнал «Фантом» — для поклонников фантастики и Official PlayStation — про игровые приставки. «Закрывать журналы — мое любимое занятие, — ничуть не смущаясь, признается Агарунов. — Это признание ошибок и их исправление. Мы не работаем по схеме «лишь бы делать журналы». Главное, чтобы мы угадали, что нужно людям».

Взамен закрытых убыточных изданий в начале 2006 года в Gameland выпустили журналы Total Football и Maxi Tuning, посвященный тюнингу автомобилей.

Миссия выполнима

Подростки и молодежь — основная аудитория Gameland. Евгений Абов отмечает, что это опасный сегмент: аудитория 11-34 лет все чаще предпочитает телевидению и бумажной прессе новые цифровые медиа, Интернет, мобильную связь, кабельные каналы. Впрочем, в ИД нашли ответ, как «удержать» проблемную ЦА, — компания все больше ориентируется на мультимедийные продукты.

В феврале 2006 года в Gameland создали игру «Футбольный менеджер» (по лицензии английской интерактивной игры). На ее основе в мае запустили в Интернете игру «Футбольный менеджер. + 10» в рамках рекламной кампании Adidas, приуроченной к чемпионату мира по футболу. С 15 мая по 20 июня 2006 года в игре зарегистрировалась 31 тысяч участников и было создано 45 тыс. виртуальных футбольных команд.

Медийные продукты Gameland успешны, уверен Агарунов, потому что в издательстве никогда не ставили во главу угла форматы. «Меня поражает, когда медийщики ориентируются не на людей, а на форматы или технологии. Мы же обслуживаем людей, предоставляем им медиасервис. Поэтому, если возникают какие-либо новые инструменты, которые нужны людям, мы начинаем их использовать». Основной болезнью современного медиарынка Агарунов считает уже довольно поднадоевшую всем дискуссию о противостоянии «бумаги» и Интернета. «Читателям и рекламодателям нужны как бумажные, так и виртуальные СМИ, — считает Агарунов, — новые технологии должны не бороться друг с другом за право на существование, а дополнять друг друга». Пример подобной синергии, созданной в Gameland, — линейка медийных продуктов для футбольных болельщиков: журнал Total Football, игра «Футбольный менеджер», веб-сайт TotalFootball.Ru, CD-диск с видеороликами, интервью с футболистами, лучшими моментами прошедших матчей.

Читать еще:  Civilization VI - Анонс консольных версий

В будущем к уже освоенным медианосителям в Gameland собираются подключать телевидение. «Идеальный вариант, когда ты смотришь канал Gameland, читаешь журнал Gameland, — объясняет позицию издательства Агарунов. — Ты доверяешь марке, тебе легче принять решение по потреблению той или иной услуги. Сейчас у людей слишком мало времени на то, чтобы проверять различные продукты и сервисы. А Gameland может дать ответы на все интересующие вопросы в любом удобном для тебя формате».

Агарунов настаивает на том, что в его команде не гонятся за изобретениями как таковыми. «Мы не занимаемся выдумыванием, — подчеркивает он. — Мы просто спрашиваем, что нужно нашим клиентам, читателям и рекламодателям». Впрочем, на запуск новых проектов влияют не только потребности клиентов, но и трезвый расчет, дающий уверенность в том, что они будут приносить доход. Например, идея запустить журнал Skipass, который поступит в продажу в октябре этого года, жила в Gameland уже несколько лет, с тех пор когда в стране появилась мода на горнолыжный спорт. Но только сейчас его издание стало возможным, потому что появилась уверенность в прибыльности журнала и его привлекательности для рекламодателей.

«Не многим российским издателям удалось за столь короткое время создать «с нуля» сугубо российские бренды, — размышляет о бизнесе Агарунова Евгений Абов. — В отличие от многих издательских домов, чья основная доходность обеспечивается раскрученными иностранными брендами, Gameland сделал ставку на создание собственных продуктов. Он раньше других осмыслил новые вызовы традиционному журнальному бизнесу, принял их и стремится им соответствовать. Поэтому в списке российских ИД без иностранного участия Gameland на одном из первых мест».

Сохранит ли Gameland независимость? Агарунов признается, что предложений о покупке компании от иностранных издательств ему не поступало. «Если правильный покупатель купит Gameland и будет развивать его лучше, чем я, — это будет правильно, и я отнесусь к этому позитивно», — размышляет владелец российского издательства. Однако дальнейший путь развития своего бизнеса он видит не в его продаже, а в партнерстве с иностранным игроком со сходным мышлением. Таким же мастером угадывать чужие желания.

1 октября 1946 года были вынесены приговоры в рамках первого в истории судебного процесса над руководителями преступного государства. Кто оказался на скамье подсудимых и в чем их обвиняли? (01.10.2016)

Недавно найденные дневники Альфреда Розенберга, одного из главарей нацистского «третьего рейха», теперь будут доступны общественности. DW рассказывает их историю. (19.12.2013)

Гитлеру, конечно, донесли, что в ноябре 1938 года, после «хрустальной ночи» погромов и сожженных синагог, фон Ширах запретил членам «гитлерюгенда» участвовать в подобных «позорных», как он выразился, акциях. Фон Ширах вообще-то сам был антисемитом и позже участвовал в депортации австрийских евреев в концлагеря, но открытого насилия как-то. стеснялся.

Гауляйтер Вены

Возможно именно это (а вовсе не интриги завистников) и было главной причиной перевода фон Шираха с поста «вождя молодежи рейха» на куда менее значительный пост гауляйтера (губернатора) Вены. К этому времени уже вся верхушка партии знала, что организаторский талант фон Шираха, которым еще недавно все так восхищались, на самом деле ограничивается составлением сценариев для грандиозных массовых шествий. От практической работы фон Ширах отлынивал, перекладывая ее на плечи своих заместителей. Один из них — Артур Аксман (Arthur Axmann) — и был назначен в августе 1940 года руководителем «гитлерюгенда» вместо фон Шираха.

При Аксмане милитаризация молодежной организации «третьего рейха» пошла семимильными шагами. Подростки, которых не брали на фронт, вставали на место отцов на заводах и в больницах, на почте и железной дороге, собирали металлолом и макулатуру, одеяла и теплую одежду для солдат, помогали эвакуироваться старикам и женщинам, когда военные действия приблизились к границам Германии.

В июне 1944 года, после высадки западных союзников в Нормандии, боевое крещение приняла специально созданная из закаленных в боях фронтовиков и необстрелянных юнцов танковая дивизия «Гитлерюгенд». И в первый же месяц дивизия потеряла 20 процентов личного состава. Фон Ширах, кстати, выступал против формирования этой дивизии, но влияние свое уже практически утратил. К его мнению не прислушались.

А ведь именно фон Ширах еще совсем недавно учил подрастающее поколение: «Чем больше жертв принесено за идею, тем дольше она будет жить!» Кроме того, хотя летом 1944 года он и протестовал против отправки подростков на фронт, но уже осенью с привычным рвением выполнял приказ фюрера о формировании отрядов «фольксштурма» — народного ополчения.

Дети и старики были последним резервом Гитлера. Сотни их пали в боях за Вену, обороной которой руководил фон Ширах. Девочки подносили тяжелые снаряды артиллеристам. Уже когда бои шли на улицах города, в разных концах его видели мальчишек из «гитлерюгенда» на обвешанных гранатами велосипедах. По свидетельствам очевидцев, им даже удалось подорвать несколько советских танков.

Нюрнбергский процесс. Ноябрь 1945 года.

Сразу после окончания войны бывший лидер нацистской молодежи и гауляйтер Вены фон Ширах сдался американцам. В 1946 году Нюрнбергский трибунал приговорил его к 20 годам тюрьмы. От смертного приговора фон Шираха спасло раскаяние (похоже, искреннее) и то, что в последние годы войны его отношения с фюрером оставались натянутыми. Ухудшению отношений с Гитлером поспособствовала и жена фон Шираха.

В течение нескольких лет Бальдур и Генриетта фон Ширахи были частыми гостями в поместье Гитлера. Осенью 1943 года, перед тем, как в очередной раз приехать в «Бергхоф», фон Ширах побывал вместе с женой в Амстердаме. И там они случайно стали очевидцами того, как отправляли в концлагерь еврейских женщин. Потрясенная Генриетта решила рассказать об этом Гитлеру. Трудно сказать, что именно двигало ею: то ли желание «открыть глаза» фюреру, который, как она, наверное, думала, не знал о депортациях евреев, то ли что-то другое. Муж отговаривал ее, но Генриетта его не послушала.

Она рассказала Гитлеру о том, как эсэсовцы загоняли испуганных женщин в вагоны. Воцарилась мертвая тишина. Ни один из собравшихся гостей не решился произнести ни слова. Затем Гитлер взорвался. Он кричал: «Вы слишком сентиментальны, госпожа фон Ширах! Какое вам дело до амстердамских жидовок?! Я несу ответственность только перед своим народом!» Скандал был настолько серьезным, что утром фон Ширахам пришлось уехать из поместья. Кажется, Гитлер после этого вообще перестал приглашать их в гости.

Потеря благосклонности фюрера, однако, не поколебала преданности фон Шираха своему учителю и вождю. Несмотря на инцидент в Амстердаме, он исправно депортировал евреев из Вены.

«Я был одним из вас»

20 лет фон Ширах отсидел в берлинской тюрьме «Шпандау». Он вышел на свободу больным и полуслепым. Последние годы жизни фон Ширах провел в крошечном городке Крёв на Мозеле. Там он и умер в 1974 году. Найти его могилу на местном кладбище непросто, и по скромному надгробному памятнику не подумаешь, что когда-то фон Ширах вершил судьбы целого поколения юных немцев и дружил с фюрером. На могиле фон Шираха надпись: «Я был одним из вас».

«Гитлерюгенд», как и другие массовые организации «третьего рейха», был распущен союзниками сразу после разгрома Германии. Есть, конечно, старики, которые все еще с ностальгией вспоминают палаточные лагеря, походы, песни у костра, утренние линейки с поднятием флага, рапорты звеньевых. Но большинство сегодня согласны с тезисом, что у них украли детство.

Волшебник из страны игр. Как Дмитрию Агарунову удается угадывать желания самой сложной аудитории

Дмитрий Агарунов, глава ИД Gameland, начинал свой бизнес с торговли игрушками. Потом он занялся журналами для молодежи. Сегодня, чтобы удержать самых непостоянных читателей, Дмитрий вновь меняет бизнес. Автор статьи: Татьяна Борейко.

Помните трехмерную компьютерную игру в стиле экшен Doom? Мрачные коридоры подземного бункера, генетические уродцы, выскакивающие и нападающие на вашего героя из-за угла, щелчки перезаряжаемого дробовика, со скрежетом раздвигающиеся зубастые металлические двери. Такие же установлены при входе в офис ИД Gameland. Правда, входить в дом на улице Тимура Фрунзе можно без страха — внутри инфернальные монстры не прячутся. За «виртуальными» дверями — страна деловых игр, созданная 38-летним Дмитрием Агаруновым и его коллегами.

Офис Gameland организован по принципу open space. Здесь нет отдельных кабинетов для начальников, генеральный директор и тот работает в одном зале с подчиненными, а те ласково зовут его Димой, забывая в общении об управленческой иерархии.

Через полчаса разговора с Агаруновым с легкостью переходишь на «ты», узнаешь, что большую часть времени он теперь живет в Израиле, по выходным любит кататься на мотоцикле, заниматься домом и семьей, а в будни увлечен делом — создает медийные продукты для таких же энтузиастов и с такими же энтузиастами, как и он сам. Впрочем, легкость в общении — тоже для дела. Если открыт миру, уверен Агарунов, гораздо проще понять, что нужно от тебя людям, и подготовить продукт, который им необходим.

«Агарунов самостоятельно создал свой бизнес, не имея за спиной никакого известного и опытного медийного партнера, — отмечает Евгений Абов, вице-президент Гильдии издателей периодической печати (ГИПП). — В этом ему помогли незаурядная целеустремленность и потрясающая интуиция, без которых вообще невообразим издательский бизнес. Он мыслит на два шага вперед, подстраивается не под то, что происходит сегодня или творилось вчера, а под завтрашнюю медийную среду и читательские потребности. Иными словами, он умеет готовить почву для своего завтрашнего присутствия на медиарынке».

Игорь Пискунов, директор по рекламе Gameland, говорит, что работать с Дмитрием очень легко, хотя он и сложный человек. «Агарунов дает абсолютную свободу в рамках наших ценностей, принципов, бюджета и годовых целей. Он никогда не вмешивался в мою работу — продажу рекламы. Я даже не могу сейчас вспомнить, что мне приходилось последний раз с ним согласовывать».

Дмитрий Агарунов:

Родился в 1968 году.

Образование: 3 курса МГТУ имени Баумана, факультет «Автоматизация машиностроения», проходил обучение на предпринимательских программах в Стенфорде, MIT, прошел программу бренда и корпоративной религии в Стокгольмской школе экономики.

Бизнесмен от рождения

В 1986 году Агарунов приехал из родного Ярославля в Москву поступать в МГТУ имени Баумана. Окончив третий курс, он бросил институт и занялся бизнесом — диплом инженера в разваливающемся государстве потерял свою актуальность. Впрочем, делать деньги Агарунов научился еще в детстве. Шестилетним мальчишкой собирал подорожник и сдавал его в аптеку по рублю за килограмм, в старших классах летом подрабатывал на Ярославском заводе топливной аппаратуры, в армии приторговывал жвачкой. А распрощавшись с институтом, основал собственное дело.

Читать еще:  Вместо Half-Life 3 показали Half-Life 2 на новом движке

Дмитрий занял у друзей $ 700 и купил на них в Китае дефицитный для России товар. Летом 1992 года предприниматель открыл секцию игрушек Gameland компании «Агарун Компани» в универмаге на Новом Арбате. Дело быстро пошло благодаря большому спросу на чрезвычайно популярные у детей в то время техногенные трансформеры, низкие издержки на закупку товара в Китае и удачное расположение торговой точки. Вскоре магазинчик поменял специализацию — китайских роботов-трансформеров заменили на компьютерные игры, а к 1996 году у Gameland уже была целая сеть из четырех торговых точек в Москве и одной в Санкт-Петербурге. Выбор нового продукта был не случайным. Агарунов признается, что сам «болел» компьютерными играми. «Он обожает все, что касается новых технологий, в том числе интеллектуальных, управленческих», — характеризует Агарунова Игорь Пискунов.

Спустя некоторое время Агарунов осознал, что в магазинах практически нет новых клиентов, потенциальные покупатели просто не знали о существовании современных видеоигр, а значит, дальнейшее расширение бизнеса невозможно. Чтобы привлечь новых покупателей, надо было давать рекламу. В то время практически не было медианосителей, которые бы четко «били» на узкую целевую аудиторию — геймеров, покупателей легальных современных видеоигр. Правда, генеральный директор ИД «Компьютерра» Дмитрий Мендрелюк утверждает, что Агарунов давал рекламу в его журнал «Мир Игрушек», еще когда управлял отделом в универмаге на Новом Арбате. И все же Агарунов решил поменять статус рекламодателя на статус издателя и самостоятельно выпустить журнал для таких же фанатов компьютерных игр, как он сам.

Агарунов вспоминает, что многие издатели крутили пальцем у виска, когда он приходил к ним с предложением создать специализированный журнал: мол, рынка компьютерных игрушек в России никогда не будет. «И где теперь эти люди, — смеется он, — большинству из них пришлось закрыть свои издания». Зато «Страна игр», запущенная Агаруновым в феврале 1996 года, существует до сих пор. Первый номер был напечатан тиражом 5 тысяч экземпляров и распродан за несколько недель. Затем тираж рос на 5 тыс. ежемесячно и уже через год достиг 80 тысяч экземпляров. Таким он остается и по сей день. Аудитория «Страны игр», выходящей раз в две недели, составляет 391,3 тысяч человек по России — в два раза больше, чем у одного из немногих ощутимых конкурентов «Страны игр» ежемесячника Game.exe (ИД «Компьютерра») — 215,4 тысяч человек (данные TNS Gallup Media за декабрь 2005 — апрель 2006), который, к слову, закрылся в середине лета. Виктор Зуев, заместитель главного редактора журнала PC Gamer (ИД Mediasign), который когда-то работал в компании Агарунова, говорит, что у «Страны игр» в отличие от неудачливого конкурента положение стабильное благодаря тому, что в Gameland чувствуют ситуацию на рынке. «Страна игр», ориентированная на массовый рынок с ЦА, состоящей из тинейджеров, играющих в приставки, всегда приносила издательству ровный доход», — отмечает Зуев.

Зимой 1998 года прибыль журналов (к тому времени компания издавала еще и журнал Official PlayStation) намного превосходила прибыль розницы. Торговля находилось все в менее привлекательном положении: пиратство и высокие цены на аренду сделали магазины малоприбыльными. Тогда Агарунов решил, что развитие именно медиабизнеса является наиболее перспективным и приоритетным. Однако кризис 1998 года едва не свалил с ног бизнес Gameland. Вместе с банком СБС-АГРО были похоронены все оборотные средства, и осенью 1998 года компания оказалась на гране банкротства: долг зарубежным поставщикам достиг $ 600 тыс., в распоряжении Gameland оставалось всего $ 20 тыс.

Gameland:

Дата основания: 1992 год. Вид деятельности: Издательский дом. Издания: «Страна игр», «РС Игры», «Хакер», «Хакер спец», «Железо», «Лучшие цифровые камеры», «Мобильные компьютеры», SYNC, «Хулиган», Total DVD, DVD Эксперт, DVD Guide, ON Board, Mountain Bike Action, Total Football, Maxi Tuning, «Свой Бизнес».

«Энтузиасты для энтузиастов»

Кризис в бизнесе и личные переживания изменили Агарунова. Он стал интересоваться своими корнями, обратился к религии. В 2003 году Дмитрий разработал корпоративные ценности для своей компании — Влияние, Забота, Взаимоотношения, Духовность, а главной задачей для себя и своих сотрудников сделал «заботу о людях».

Дела духовные помогли наладить дела материальные: магазины Gameland были закрыты, торговлю перевели в Интернет, все имеющиеся деньги вложили в журнал «Страна игр», перевели его из формата ежемесячника в формат журнала, выходящего раз в две недели, достигли договоренности об отсрочке платежа с кредиторами. И наконец, в феврале 1999 года запустили третий журнал для компьютерных энтузиастов — «Хакер». Он, так же как и «Страна игр», окупился с первого номера и стал дополнительным источником дохода для компании.

Так компания Gameland трансформировалась в издательство, выбрав бизнес-модель «энтузиасты для энтузиастов». «Во всем мире журналы special interest, по сути — издания для энтузиастов, успешны и востребованы читателями, — утверждает Агарунов. — В последнее время на западном рынке наметилась тенденция «ухода» от general interest к special interest журналам. Энтузиасты — это большая, «отборная» аудитория по-настоящему увлеченных людей, и они готовы тратить много времени и денег на свои интересы». А медиа, уверен предприниматель, нужно давать информацию увлеченным людям об их хобби и шанс общения с единомышленниками. В 2002 году ИД выпустил первые некомпьютерные журналы: для «увлеченных предпринимателей», как характеризует издание сам Агарунов, — «Свой бизнес» и мальчиковый журнал формата general interest «Хулиган».

Однако если в сегменте изданий для молодых энтузиастов Агарунову удалось достичь высоких показателей, то бизнес-издание вышло не ахти. Сам Агарунов очень трепетно относится к этому проекту, говорит, что «все деловые журналы публикуют поверхностную информацию», и называет Harvard Business Review «скучным» — «от них засыпаешь после двух страниц чтения». Однако «Свой бизнес» в нише деловых СМИ остается одним из аутсайдеров. Да и издатели деловых журналов с Агаруновым не соглашаются. Так, Леонид Бершидский, главный редактор журнала Smart Money (ИД Independent Media-Sanoma Magazines), пренебрежительно относит «Свой бизнес» к журналам третьего эшелона.

Весной 2002 года Агарунов за $ 2 млн. продал 20% акций Gameland шведскому инвестиционному фонду Mint Capital. Как отмечает бизнесмен, в итоге за четыре года (2001-2005) обороты и прибыль издательства утроились, были запущены 12 новых журналов: Total DVD, DVD Эксперт, DVD Guide, «Железо», «РС Игры», «Лучшие цифровые камеры», «Мобильные компьютеры», «Неон», Onboard, Mountain Bike Action, Cybersport, Sync. К тому же приобретение новых партнеров привело к оптимизации бизнеса — в 2005 году в Gameland закрыли несколько не приносивших прибыль журналов, в том числе журнал «Фантом» — для поклонников фантастики и Official PlayStation — про игровые приставки. «Закрывать журналы — мое любимое занятие, — ничуть не смущаясь, признается Агарунов. — Это признание ошибок и их исправление. Мы не работаем по схеме «лишь бы делать журналы». Главное, чтобы мы угадали, что нужно людям».

Взамен закрытых убыточных изданий в начале 2006 года в Gameland выпустили журналы Total Football и Maxi Tuning, посвященный тюнингу автомобилей.

Миссия выполнима

Подростки и молодежь — основная аудитория Gameland. Евгений Абов отмечает, что это опасный сегмент: аудитория 11-34 лет все чаще предпочитает телевидению и бумажной прессе новые цифровые медиа, Интернет, мобильную связь, кабельные каналы. Впрочем, в ИД нашли ответ, как «удержать» проблемную ЦА, — компания все больше ориентируется на мультимедийные продукты.

В феврале 2006 года в Gameland создали игру «Футбольный менеджер» (по лицензии английской интерактивной игры). На ее основе в мае запустили в Интернете игру «Футбольный менеджер. + 10» в рамках рекламной кампании Adidas, приуроченной к чемпионату мира по футболу. С 15 мая по 20 июня 2006 года в игре зарегистрировалась 31 тысяч участников и было создано 45 тыс. виртуальных футбольных команд.

Медийные продукты Gameland успешны, уверен Агарунов, потому что в издательстве никогда не ставили во главу угла форматы. «Меня поражает, когда медийщики ориентируются не на людей, а на форматы или технологии. Мы же обслуживаем людей, предоставляем им медиасервис. Поэтому, если возникают какие-либо новые инструменты, которые нужны людям, мы начинаем их использовать». Основной болезнью современного медиарынка Агарунов считает уже довольно поднадоевшую всем дискуссию о противостоянии «бумаги» и Интернета. «Читателям и рекламодателям нужны как бумажные, так и виртуальные СМИ, — считает Агарунов, — новые технологии должны не бороться друг с другом за право на существование, а дополнять друг друга». Пример подобной синергии, созданной в Gameland, — линейка медийных продуктов для футбольных болельщиков: журнал Total Football, игра «Футбольный менеджер», веб-сайт TotalFootball.Ru, CD-диск с видеороликами, интервью с футболистами, лучшими моментами прошедших матчей.

В будущем к уже освоенным медианосителям в Gameland собираются подключать телевидение. «Идеальный вариант, когда ты смотришь канал Gameland, читаешь журнал Gameland, — объясняет позицию издательства Агарунов. — Ты доверяешь марке, тебе легче принять решение по потреблению той или иной услуги. Сейчас у людей слишком мало времени на то, чтобы проверять различные продукты и сервисы. А Gameland может дать ответы на все интересующие вопросы в любом удобном для тебя формате».

Агарунов настаивает на том, что в его команде не гонятся за изобретениями как таковыми. «Мы не занимаемся выдумыванием, — подчеркивает он. — Мы просто спрашиваем, что нужно нашим клиентам, читателям и рекламодателям». Впрочем, на запуск новых проектов влияют не только потребности клиентов, но и трезвый расчет, дающий уверенность в том, что они будут приносить доход. Например, идея запустить журнал Skipass, который поступит в продажу в октябре этого года, жила в Gameland уже несколько лет, с тех пор когда в стране появилась мода на горнолыжный спорт. Но только сейчас его издание стало возможным, потому что появилась уверенность в прибыльности журнала и его привлекательности для рекламодателей.

«Не многим российским издателям удалось за столь короткое время создать «с нуля» сугубо российские бренды, — размышляет о бизнесе Агарунова Евгений Абов. — В отличие от многих издательских домов, чья основная доходность обеспечивается раскрученными иностранными брендами, Gameland сделал ставку на создание собственных продуктов. Он раньше других осмыслил новые вызовы традиционному журнальному бизнесу, принял их и стремится им соответствовать. Поэтому в списке российских ИД без иностранного участия Gameland на одном из первых мест».

Сохранит ли Gameland независимость? Агарунов признается, что предложений о покупке компании от иностранных издательств ему не поступало. «Если правильный покупатель купит Gameland и будет развивать его лучше, чем я, — это будет правильно, и я отнесусь к этому позитивно», — размышляет владелец российского издательства. Однако дальнейший путь развития своего бизнеса он видит не в его продаже, а в партнерстве с иностранным игроком со сходным мышлением. Таким же мастером угадывать чужие желания.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector